Московский клуб афористики. Избранное за 30 лет/ Составитель С.Янковский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 156 с. (Словари).
«В то время, как многие взыскуют признания и достатка посредством огромных романов или поэм, иные достигают тех же целей «малой кровью» – за счет коротких речений: афоризмов, фраз, лаконизмов, сентенций, гномов и т.п.» Эта фраза, принадлежащая одному из участников сборника (Михаилу Мамчичу), вольно или невольно представляет собой одну из вариаций изречения древнеримского мыслителя II в. до н.э. Публия Теренция: «Нет ничего сказанного, сказанного впервые». Данная сентенция Теренция-Мамчича, по существу дела, одновременно и верна, и неверна.
Верна – потому что во все времена существования земной цивилизации на все новых и новых витках ее спирали людей интересуют, тревожат, утешают, по сути, одни и те же вопросы бытия и быта. Недаром во всевозможных собраниях речений – «энциклопедиях афоризмов», «антологиях мудрости», «жемчужинах мысли» и прочая, – содержание которых имеет тематическую основу, фигурируют от «А» до «Я» практически тождественные заглавные слова. (Истина – как Вселенная: хоть и многогранна и разнопланова, но едина. К примеру, вот что изрек некогда Монтескье: «Всякий наделенный властью склонен к злоупотреблению ею и идет по этому пути, пока не достигнет предела» и что – автор рецензируемого сборника Веселин Георгиев: «Дай человеку власть, и он станет неуправляемым». Это ли не авторизованное описание одного и того же феномена?) И многие другие афоризмы сборника подтверждают сказанное. Сравните: «Опыт – это умудренность глупостью» (Юрий Базылев) и «Глупость помогает учиться на ошибках, мудрость – избегать их (Теодор Бер); «Свободно только падение» (Базылев), «Не важно, что падение, главное – свободное» (Тамара Клейман); «Был глуп в пределах разумного» (Виктор Власов) и «Глупость – одна из форм проявления разума» (Болеслав Вольтер).
С другой стороны, и Теренций, а следовательно, и Мамчич неправы. Ибо не подлежит сомнению, что «каждая мысль нова, потому что ее окружает и оформляет новое» (Блок), стремление же кратко, образно, метко, под неожиданным ракурсом, красиво и точно отразить сущность предмета или явления – неистребимая потребность всякого пишущего. И в особенности – афористически мыслящего пишущего. И речения как порождения наблюдательного ума обязательно должны быть созвучны камертонам текущих, то есть современных их авторам, реалий жизни. Нижеприводимые фразы из сборника хорошо иллюстрируют сказанное. «Скольких выкурили дымом Отечества!» (Базылев); «Чем длиннее руководство по эксплуатации, тем она короче» (Алексей Батиевский); «Национальный проект – это когда деньги еще не поступают, а их хищение уже идет» (Александр Беркут); «Мощь государства. Экономическая мощь. Оборонная мощь┘ Кругом одни мощи (Александр Ботвинников); «Иные времена – иные правы» (он же); «Российская жизнь – что американские горки: откроешь глаза – страшно, закроешь – тошно» (Александр Галаганов); «Не пойман, а вор» (Михаил Генин); «Деньги нужны, чтобы о них не думать» (Валерий Егиянц); «Законы сочиняют те, для кого они неписаны» (Борис Замятин); «Жизнь скорее удивительна, чем прекрасна» (он же); «Даже в знаке равенства одна черта выше другой» (Небойша Иваштанин); «Голый король – сказка, голый народ – быль» (Вадим Кальмин); «За локомотивом власти нередко следует состав преступления» (Владимир Колечицкий); «Нет ничего противоестественнее естественных монополий» (Константин Кушнер). Цитирование подобных, на мой взгляд, довольно удачных, сочных, остроумных и злободневных речений можно было бы продолжить – такие, хотя и в довольно ограниченном количестве, родились у каждого из 85 авторов этой небольшой, но емкой книги – членов Московского клуба афористики, перешагнувшего 30-летие творческой жизни.