0
1892
Газета Non-fiction Интернет-версия

29.05.2008 00:00:00

Выдуманная история

Павел Святенков

Об авторе: Павел Святенков - философ, публицист.

Тэги: мир, режим, демократия, франция


Волнения 1968 года принято обожествлять. Рассматривать как Событие, если не перевернувшее мир, то перевернувшее западный капитализм. Но в действительности они были всего лишь коррекцией. Возьмем для примера Францию. Режим генерала де Голля, возникший в 1958 году, держался на личном авторитете генерала. К 1968 году режим изжил себя. Французская колониальная империя была де Голлем благополучно распущена, Алжир получил независимость. Экономика, несмотря на кризисы, развивалась успешно. Авторитарному генералу было уже решительно нечего делать в политике, пора было уступать место обычному демократическому правительству. Франция нуждалась в коррекции в сторону большей демократии. И тут как нельзя кстати подвернулись майские события 1968 года.

Когда Париж был перекрыт баррикадами, а на стенах красовались плакаты с надписями: «Пора уходить, Шарль!», генерал растерялся, бежал к французским войскам, расквартированным в Западной Германии. Опираясь на их лояльность, ему удалось подавить бунт. Больше того, удалось выиграть назначенные сразу же после беспорядков выборы в Национальное собрание. Но не удалось изменить главного – историческое время де Голля безвозвратно ушло. Уже в следующем, 1969 году он назначает референдум, в ходе которого планируется реформировать Сенат, реорганизовав его таким образом, чтобы в нем были представлены интересы предпринимателей и профсоюзов. Но общество уже не приемлет генеральских реформ, референдум проваливается, и генерал уходит в отставку.

Чем же были события 1968 года для Франции? Да просто-напросто коррекцией режима личной власти де Голля в сторону большей демократичности. Французскому обществу не нравилось, что генерал правил как диктатор. Молодежи он казался анахронизмом на троне. Поэтому восстание 1968 года нанесло серьезнейший удар по его позициям. Выяснилось, что классический голлизм уже не в силах управлять Францией. Последовала годичная агония, после чего Франция стала управляться так, как управляется любая буржуазная демократия.

Те события лишь привели к укреплению демократии. Недаром их ведущий участник Кон-Бендит стал депутатом Европарламента. Радикальный протест со ссылками на идеи Мао и Маркузе, а также анархистов, знаменитые лозунги вроде «запрещается запрещать» не привели ни к чему. Вернее, привели совсем не к тем последствиям, которых требовали левые протестанты. События 1968 года происходили под столь резкими левацкими лозунгами, потому что за ними скрывалась пустота. Или экзистенциальная пустыня (вспомним интеллектуальных лидеров мая), когда политическая позиция, даже самая отчаянная, – элемент игры под названием «бытие и Ничто».

Существовавшая система устраивала слишком многих. И потому пафосный радикализм реально не привел к серьезным переменам. После 68-го года настал 1969-й, к власти пришел Помпиду, а затем и Жискар д’Эстен. И тот и другой – правые. Лишь в 1981 году настало время левых, системного социалиста Франсуа Миттерана. Но даже и он действовал умеренно и аккуратно, его правление лишь укрепило режим, а социалисты стали второй правящей партией в рамках французской буржуазной демократии. Так что резкий протест 68-го года, протест молодежи, протест контркультуры, протестом и остался. Они не предложили никакой реальной альтернативы и потому были вынуждены довольствоваться той, которую дало им буржуазное общество. Общество, которому они помогли скинуть де Голля.

Возможно, в России все будет интереснее┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1739
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1087
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
789
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1068

Другие новости