За два столетия Храм истины изрядно обветшал...
В.Причетников. «Храм истины». Конец 1790-х – начало 1800-х. Тверская областная картинная галерея
Михаил Жутиков. Проклятие прогресса: благие намерения и дорога в ад. – М.: Алгоритм, 2007. – 256 с.
Перед нами еще один пример экомиссионерской литературы. Согласно автору книги современная технологическая цивилизация является опухолевидным образованием внутри земной природы и «есть основания считать это образование злокачественным или по меньшей мере находящимся в стадии злокачественного перерождения». Проще говоря, технологическая цивилизация – это рак планеты.
Нет сомнения, что онкологическая метафора обладает некоторым эвристическим потенциалом. Правда, Жутиков считает, что это «отнюдь не метафора – речь идет именно о диагнозе, установленном по аналогии». Так метафора или не метафора? Все зависит от того, считаете ли вы планету Земля целостным организмом в духе гипотезы Геи Джеймса Лавлока и Тима Целла.
Что же, по мнению Жутикова, является причиной рака планеты? Научно-аналитический метод как таковой – причем не только в научно-технологических, но и в научно-социальных, научно-биологических и других приложениях! По мере чтения становится ясно, что мы имеем дело с очередной «экологической критикой чистого разума». В ход пускается стандартный набор аргументов, кочующих из одной экомиссионерской книжки в другую. Большинство этих аргументов было впервые высказано Ницше, Бергсоном, Фейерабендом и другими критиками западного утилитарного рационализма и только затем приспособлено для целей экологического движения. Оттого при чтении этой книги трудно отделаться от ощущения дежавю.
Итоговый вывод легко предсказуем: «Что до самой технологической цивилизации во главе с паразитической энергетикой, то она должна быть подвергнута разумно-постепенному, но неотложному и глубоко системному демонтажу. По существу, почти вся она должна быть демонтирована – задача только в том, чтобы избрать должную последовательность, минимальные сроки и минимальную ей замену в части энергетики, транспорта и тому подобного – либо вся она рухнет с еще большим треском, чем мировой коммунизм».
Звучит немного дико в стране, в которой наукоемкая промышленность в начале 90-х годов и без того была подвергнута системному демонтажу – отнюдь не из экологических соображений. Более уместно было бы появление такой книги в США, являющихся главным загрязнителем планеты. Впрочем, там таких книг выходит в избытке, только вместо «демонтажа промышленности» в них говорится об аутсорсинге. Американцам в отличие от русских не изменяет инстинкт национального самосохранения.
В любом случае либо демонтаж технологической цивилизации начнется с Запада, либо он обернется очередной утопией – построением «экологизма» в отдельно взятой стране. России с подобным экспериментом можно не спешить, а лучше задуматься об основных причинах распространения алармистских настроений и, в частности, экологической встревоженности.
Первая причина – существование определенных экономических сил, заинтересованных в раздувании апокалипсической истерии. «Глобальное потепление», «Озоновая дыра», «Атипичная пневмония (SARS)» могут служить примерами раскрученных по стандартным PR-схемам экомиссионерских кампаний. Как показывает Александр Никонов в книге «История отмороженных», сенсационные выступления прессы со ссылками на недобросовестных ученых преследуют вполне определенную цель – «освоение» выделяемых на борьбу с мнимыми проблемами средств.
Вторая причина – религиозный вакуум, который на Западе заполняет движение в защиту окружающей среды. Для многих зеленых экомиссионерство стало суррогатом исчезающего христианства. Оттого, как отмечают исследователи, экологическое движение с самого начала усвоило религиозный язык: «спасение» Земли от насилия и загрязнения, строительство «храмов» в пустыне, создание нового «Ноева ковчега», защита того, что осталось на Земле от Сотворения. По сути, мы имеем дело со светской версией библейского предания об утрате человечеством прежнего более счастливого, более естественного и невинного образа жизни, дополненной очередным утопическим проектом возвращения в Эдем.