Симона Ландау. Парабола жизни. Режиссер Андрей Трапани. – Тамбов: ТТ Пролетарский светоч, 2008.
К столетию одного из ведущих режиссеров-кукольников прошлого века в свет вышла удивительная монография. Книга о драматической судьбе «одного скромного кукольника» Андрея Петровича Трапани написана известным историком и теоретиком театра Симоной Густавовной Ландау. Его женой, другом, единомышленником. Книга собрана из нескольких разделов – собственно монография об Андрее Трапани, воспоминания о Трапани, различные документальные материалы. Очень важно, что каждая из трех частей монографии – «Строитель театра», «Строитель жизни», «Скала Прометея» – три составные части портрета режиссера. Симона Ландау воссоздает и раскрывает личность этого художника – подлинного рыцаря искусства.
Словно лучами софитов высвечены основные эпизоды жизни одаренного многими талантами человека. Здесь и эскизы кукол и декораций, фотографии спектаклей, копии документов, рецензии и тезисы докладов, официальные выписки из протоколов и личные письма, билеты к экзамену по истории театра и записки родным. Воспоминания самых разных людей театра – артистов и режиссеров, композиторов и драматургов – учеников Мастера.
Поразительные чувства и образы рождаются при чтении этой прекрасной книги. Среди них – образ света за режиссерским столом в темном театральном зале – образ репетиции, процесса создания спектакля. На пути осуществления многих замыслов Андрея Трапани – «Дон Кихот», «Шинель», «Фауст» – оказались неодолимые преграды. Но эта неодолимость была кажущейся. Ибо «время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии».
«┘Когда-то давно, в 1968 году, вернувшись из Англии, с Международного кукольного фестиваля УНИМА, ты ┘подал мне желтоватый листок с изображением странного босого человека с огромными печальными глазами и в длинном монашеском одеянии. Судя по нимбу над головой, это был Святой. В левой руке он держал пальмовую ветвь – символ мира и триумфа духа. А на правой была надета «перчаточная» кукла – точная копия самого Святого Кукловода, даже с такой же, но крохотной веточкой пальмы. Я вопросительно подняла взгляд, а ты с мягкой улыбкой сказал: «Это небесный патрон всех кукольников Святой Симеон, день которого празднуется в Европе 1 июля. Я лишь теперь понял, почему я на тебе женился┘ Ты – Симона, а покровитель играющих кукол – Симеон. А на обороте – обращенная к нему молитва». Там было написано: «...Ты, который для лучшего служения Господу создал куклу по своему подобию, чтобы осмеять грех, помочь нам быть сильными в добродетели. Дай нам такую же силу, которую ты показал нам, высмеивая превратности жизни человеческой – пока не испросим Божественного руководства для спасения душ наших».
Юрий Лотман как-то назвал одну из важнейших функций культуры – создавать, сохранять и передавать текст. Найти адекватное выражение тексту театральных мгновений – одна из труднейших задач для исследователя, пишущего о театре. Книга Симоны Ландау о режиссере Трапани дает читателю возможность оценить талант этого мастера.