Теперь весь центр Москвы, все знаковые места можно обойти пешком. Фото РИА Новости
Для современного горожанина мегаполис – это не враждебная среда, в которой приходится выживать, а один большой двор, в котором можно гулять, общаться с друзьями, проводить свободное время и даже работать. Во многих крупных городах власти создают пешеходные зоны – территории, свободные от автомобилей и полностью отданные горожанам. Эти улицы, обычно расположенные в центре мегаполиса, делают удобными для пешеходов и велосипедистов и благоустраивают по высшему разряду. По такому же пути идет и московское правительство. Создание сразу нескольких пешеходных зон – это не дань моде. Отремонтированные улицы не только формируют новый облик города, но и задают новые эстетические стандарты всем остальным районам. В Москве за пару лет удалось создать несколько пешеходных маршрутов европейского уровня. «Собянинские» пешеходные зоны – место сбора москвичей и туристов, которые по-новому открывают для себя город, его здания и возможности для комфортной жизни в мегаполисе.
Москва уже несколько лет активно меняется – урбанисты пытаются сделать город удобнее для горожан, комфортнее и дружелюбнее. Попытки создать пешеходные зоны предпринимались давно, пример тому – Старый Арбат, название которого для жителей регионов стало именем нарицательным, и теперь «местными арбатами» называют появляющиеся в областных центрах закрытые для транспорта улицы. Однако кроме самого Арбата в мегаполисе пешеходные улицы можно было пересчитать по пальцам одной руки (см. инфографику 1). Лишь после прихода в мэрию Москвы команды Сергея Собянина столица стала настолько активно развивать пешеходные зоны, что к нынешнему году ими удалось «опутать» не только исторический центр города. Сегодня по ним можно совершить долгую прогулку, полюбовавшись на достопримечательности Москвы и ощутив темп ее жизни. Около года назад у москвичей появилась возможность прогуляться от Лубянки до Красной площади по Никольской улице. Еще недавно забитая стоявшими в вечной пробке автомобилями Большая Дмитровка трансформировавшись в однополосную улицу, стала променадом для гуляний горожан с лавками, гранитными мостовыми и многочисленными кафе. Столешников переулок давно стал популярным местом для любителей шопинга и дорогих ресторанов, как и Третьяковский проезд. К Камергерскому переулку добавились Кузнецкий Мост, Рождественка (см. инфографику 2).
Городское правительство ждет, что в ответ и горожане будут более трепетно относиться к своим дворам и улицам, воспринимать их не как чужую общую территорию, за которую отвечает неизвестно кто, а как свое личное пространство. Программа «Моя улица» должна решить сразу несколько задач, трансформируя город. Необходимо в первую очередь улучшить условия для пешеходов и велосипедистов и создать для них удобные маршруты, которые бы позволяли исследовать город и проводить на его улицах больше времени. Для этого нужно улучшить освещение улиц, создать современные элементы городского дизайна: украшения, цветники, уличную мебель, ликвидировать ненужные ограждения и заборы, освободить улицы и фасады домов от лишних рекламных конструкций и громоздких вывесок. Для того чтобы передвигаться по городу было удобно всем, нужно также приспособить улицы для маломобильных горожан, упорядочить парковочное пространство. Отдельное направление – озеленение улиц, а также снижение негативного влияния транспорта на зеленые насаждения путем создания технических тротуаров и понижения газонов.
Инфографика 1 |
Как заявил мэр Сергей Собянин, на первом этапе «Моей улицы» нужно следовать следующим приоритетам: благоустраивать улицы центральной части города, создавать новые пешеходные зоны как в центре, так и за пределами центральной части города, благоустраивать улицы и пешеходные маршруты в радиусе 1200 метров от станций метро, а также благоустраивать вылетные магистрали после реконструкции. «Моя улица» будет одним из главных направлений по благоустройству города в ближайшие годы. Постепенно улицы Москвы получат другой облик, а город – другой стиль», – отметил градоначальник.
Удобные улицы комфортной столицы
В 2014 году планируется обустроить 40 объектов протяженностью 49,6 км. В их числе четыре пешеходные зоны, протянувшиеся на 10,5 км. Во-первых, маршрут «улица Маросейка – улица Покровка» длиной 1,85 км, во-вторых, улица Пятницкая – длина маршрута 1,82 км, в-третьих, «площадь Гагарина – площадь Европы» протяженностью 6,5 км, в-четвертых, «улица Забелина от Солянского проезда до Старосадского переулка» длиной 0,3 км. «Перечень улиц, которые мы в дальнейшем будем благоустраивать, зависит от москвичей и будет полностью основан на их предложениях, – отметил градоначальник, комментируя программу «Моя улица». – В первую очередь будут включаться улицы, где наиболее интенсивное движение автомобилей и пешеходов». Заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков отмечает, что в разработке подпрограммы помог опыт создания пешеходных пространств, которые были востребованы у москвичей: «Мы поняли, что таким образом можно преодолеть дисбаланс между пешеходным, велосипедным и автомобильным движением, упорядочить парковочное пространство и размещение летних кафе».
«Унылость в спальных районах исчезнет, – говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. – Типовые дома для социального жилья сейчас не создают комфорта для жителей, выглядят устаревшими и унылыми. Наша задача – свернуть такое строительство до 2016 года и начать строить многоэтажки, в которых первые этажи выполняли бы социальную функцию, а сами дома выглядели современно и красиво».
Инфографика 2 |
«Безусловно, надо активнее создавать пешеходные зоны, развивать и расширять их, – говорит председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев. – Я могу сказать по своему району, Москворечье-Сабурово, – когда у нас была создана подобная территория до улицы Кошкина, люди приходили, благодарили и говорили: «Мы счастливы, что живем в таком месте!» Моя дочь в выходные прошлась по пешеходным улицам в центре и убедилась, что Москва стала лучше многих европейских городов, она изменилась. Многие горожане, которые не следят за изменениями города, даже не могут себе представить, во что превратились некоторые уголки Москвы. Москва становится роднее, ближе горожанам, это город для людей. Так что нужно развивать эти проекты, причем не только в центре, но и на окраинах Москвы, например в нашем районе мы планируем расширять пешеходную зону».
«Давно надо было взяться за создание пешеходных зон, за очистку Москвы от рекламных конструкций, перетяжек, всего, что загромождает улицы и мешает людям ходить по ним, наслаждаться видами города, – говорит председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям, режиссер и актер Евгений Герасимов. – Теперь москвичи и гости могут пройти по городу, увидеть его красоту. Горожане из спальных районов с огромным удовольствием приезжают в центр уже не только для того, чтобы тут работать, они тут гуляют, а не выезжают за город. А те, кто живет в центре, наконец-то могут выйти на улицы и не замыкаться в пределах своего дома. Изменения отмечают иностранцы, которые регулярно приезжают в Москву, – они говорят, что город становится удобным для жизни. Раньше же он был приспособлен для постоянной гонки – дойти по делам, причем ухитриться, чтобы пройти между машинами, разойтись с толпой, корой было тесно на прежних улицах. Замечательно, что будут продолжаться подобные проекты – пешеходные зоны будут удлиняться. Важная задача – развивать прибрежные зоны и создавать удобные и интересные пешеходные маршруты в спальных районах, где предстоит большая работа».