Учителя в Москве обладают не только престижем, но и перспективами для роста.
Фото с сайта mos.ru
Вкупе расходы на образовательные нужды за последние три года увеличились в полтора раза – со 165 млрд. руб. в 2010 году до 250 млрд. руб. в этом. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, наибольшие средства по сравнению с другими социальными сферами власти вкладывают в образование.
При этом сохраняется и динамика расходов: по отношению к 2010 году в 2011-м расходы увеличились на 25,4%, по отношению к 2011 году в 2012-м они увеличились на 24,6%. Отмечается также и то, что среднемесячная заработная плата московских учителей смогла превысить аналогичный показатель по экономике всего города. Если в 2010 году она составляла 39,2 тыс. руб., в 2011-м – 42,7 тыс. руб., то в 2012-м немного не дотянула до отметки в 60 тыс., остановившись на 57,6 тыс. руб. Средняя же зарплата в регионе составляет 50 тыс. руб.
Развить материально-техническую базу в образовательных учреждениях, улучшить их обеспечение и, как следствие, повысить зарплаты учителей и качество учебного процесса помогло претворение в жизнь проекта по развитию общего образования в Москве. В его рамках в школах были введены различные новации. К примеру, обновленная система оплаты труда, согласно которой администрации школ сами начали определять расходы на зарплаты своим сотрудникам, исходя из общих сумм финансирования. Помимо этого в школах прошла информатизация, были закуплены новые компьютерные классы, ноутбуки для учителей, электронные книги, интерактивные доски, проекторы; также начали реализовываться пилотные проекты по созданию инновационных школ, где в обычную школьную систему интегрировалась метапредметная среда.
Эффективность использования средств на образование недавно проверила Счетная палата РФ. Согласно ее проверке, с 2011 по 2012 год на финансирование расходов школ направлялось 17% от общего объема расходов столицы. Причем, как было отмечено на заседании коллегии палаты, в школах, участвующих в проекте по развитию общего образования в Москве, на примере ЕГЭ наблюдается повышение уровня и качества образования. Доля подобных учебных учреждений, чьи воспитанники получали более 330 баллов по двум предметам, увеличилась на 30%, а число самих учеников-победителей возросло, в свою очередь, на 70%.
Отметим, что проект по новому типу финансирования московских школ стартовал еще 1 апреля 2011 года, однако использовать госсубсидии школы начали только с 1 сентября. Как сообщал в октябре того года глава Департамента образования столицы Исаак Калина “Российской газете”, в первый месяц новаций средняя прибавка к зарплате учителя составила около 8–10%, при этом в некоторых школах прибавка составила около 30%. Это, по словам чиновника, свидетельствовало о недофинансировании образовательных учреждений. Уровень зарплат, говорил Калина, необходимо выравнивать.
Сама система заработных плат предполагает самые разные варианты ее реализации. Они разнятся в зависимости от целей и приоритетов школ. По словам Калины, система оплаты труда в школе, занимающейся углубленным изучением химии, сильно отличается от системы, действующей в школе, где делается упор на технологиях или физической культуре.
Стоит также отметить и последние планы столичных властей. По словам главы Москвы Сергея Собянина, принципиально важным становится вопрос о повышении квалификации учителей. В данном случае новая система зарплат сотрудников образовательной сферы должна послужить хорошим стимулом для дальнейшего профессионального роста. В контексте существенных достижений в области финансирования школ второй важнейшей задачей называется стабилизация доходов преподавателей и недопущение снижения их зарплат.