Каждое учебное заведение выберет свой вариант школьной формы. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Для москвичей в скором времени будет открыта горячая линия, по которой они смогут пожаловаться на администрации учебных заведений, если те будут давить на них по вопросам школьной формы. Такие меры власти Москвы предприняли после того, как от родителей школьников стали поступать сообщения о том, что их принуждают покупать одежду у конкретных фирм. Школьная форма в столице будет вводиться постепенно.Пока единой школьной формы в Москве не будет. Для каждого образовательного заведения с нового учебного года будет вводиться индивидуальный деловой дресс-код. В проекте поправок к Закону «Об образовании» говорится, что форма должна соответствовать санитарным нормам, быть светской и безопасной. Но «обязаловка», единая для всех, вводиться не будет, выбор цвета формы и ее фасона остается за управляющими советами при школах.
Тем не менее в последнее время от москвичей все чаще стали поступать жалобы, что помимо единого стиля им навязываются конкретные производители и продавцы школьной формы. Между тем это противоречит как самому закону, так и заявлениям московских властей. По словам и.о. руководителя московского Департамента образования Исаака Калины, «выбранный управляющим советом вариант одежды – только образец. Решение о том, где ее приобретать или шить самостоятельно, принимают сами родители исходя из своих возможностей. Администрация школы не может навязывать конкретную модель, производителя и тем более конкретного продавца. Решение о выборе стиля одежды должно приниматься после обсуждения со всеми участниками образовательного процесса – родителями, старшеклассниками». Отсутствие формы, говорит Калина, не должно быть причиной для претензий.
Того же мнения придерживается и председатель экспертно-консультативного совета родительской общественности Москвы Людмила Мясникова, которая ранее говорила, что пугаться новой формы не нужно: речь не будет идти об одинаковых коричневых платьях и синих штанах. В каждой школе, говорит Мясникова, есть управляющий совет, который все и решает, предварительно проведя родительские собрания или организовав голосование на сайте школы. Сам дресс-код, считает Мясникова, является проявлением внутренней культуры, а не просто внешним видом, и именно сами школы должны выбирать, покупать ли им костюмы от Пьера Кардена или шить их в маленьком ателье.
На практике же иногда получается совсем наоборот. Родителям учеников навязывается форма определенной фирмы. При этом администрации школ требуют, чтобы одежда была куплена к началу учебного года. По словам властей столицы, есть еще достаточно времени, чтобы в течение всего года внедрить положение федерального закона, делая это спокойно и без спешки, разъясняя все пункты. А недопустимое давление на родителей необходимо пресечь.
По словам Исаака Калины, московские власти предупредили директоров школ о возможном применении дисциплинарного воздействия в случае предъявления ими сверхтребований по вопросам формы. Одному директору на юго-востоке столицы уже был объявлен выговор. Этого, как ожидается, может оказаться мало, поэтому было принято решение открыть горячую линию для родителей столичных школьников, чтобы они могли сообщить о давлении администраций школ.
Дресс-код вводится после 20-летнего перерыва по инициативе президента России Владимира Путина. Однако требования по вопросам того, какой должна быть одежда, существовали во многих заведениях образовательной сферы и на протяжении этих 20 лет, разница в том, что теперь все школы должны задуматься о них. Еще одно отличие – рекомендательный характер введения новой формы. Сообщается, что в некоторых школах будут даже послабления, так как рекомендации в них в отличие от обязательной школьной формы даются только по цвету одежды. Сами родители относятся к введению новшества, как правило, нейтрально. Одежду удобнее выбирать, когда знаешь требования, к тому же, по словам родителей, стоит новая форма недорого.