Модернизация вагонного парка – лишь часть программы совершенствования трамвайной системы столицы. Фото РИА Новости
По поводу того, впишется ли трамвай в жизнь мегаполисов будущего, ведется немало споров. Однако пример европейских столиц показывает, что современные муниципалитеты делают ставку именно на этот экологичный вид транспорта, причем в его модернизированном варианте. За последние 30 лет в более чем 200 крупных городах мира восстановлены трамвайные сети или построены трамвайные системы нового поколения. В Берлине, Праге, Риме, Будапеште и других городах власти реконструируют и совершенствуют действующие трамваи. Москва стремится не отстать от этих тенденций и тоже будет модернизировать свое трамвайное хозяйство. В этом деле важно обновить не только сами вагоны, но и приспособить к жизни города трамвайные линии, сделав движение по ним быстрым, комфортным и для пассажиров, и для тех, у кого общественный транспорт проезжает под окнами.Что же сделает московский городской трамвай действительно средством передвижения нового поколения? Как отмечают в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, есть несколько решений, которые позволят значительно улучшить качество поездки на воспетом писателями и поэтами столичном трамвае.
В первую очередь это приобретение современного комфортного подвижного состава с низким уровнем пола. Сегодня большинство эксплуатируемых в столице трамвайных вагонов, к сожалению, морально устарело, не отвечают современным требованиям комфорта, у них высокий уровень пола, что мешает посадке инвалидов и пожилых людей. Достаточно сказать, что на большинстве вагонов применяются ходовые тележки, конструкция которых разработана еще в 1934 году. Есть и проблема с шумом, который издают эти тележки при движении, – некомфортно и пассажирам, и тем, кто живет в квартирах, под окнами которых проходит транспорт. Использование новых современных трамваев позволит снизить уровень шума при движении вагонов за счет внедрения трамвайных путей современной шумо- и вибропоглощающей конструкции.
Сейчас более 30% времени движения по маршруту теряется при проезде трамваем регулируемых перекрестков. Дело в том, что у московских трамваев нет права приоритетного проезда перекрестков, что заставляет пассажиров тратить больше времени на саму поездку и ожидание транспорта на остановке. Эту проблему должно решить внедрение системы приоритетного проезда перекрестков, при которой автоматическая система управления движением будет включать разрешающий сигнал светофора для трамвая при его приближении к пересечениям с улиц и дорог.
Претензии пассажиров нередко касаются скорости посадки и высадки в нынешние трамваи. Сейчас москвичи входят в них только через переднюю дверь. Это не только неудобно и небезопасно, но и серьезно увеличивает время простоя вагонов на остановках, а следовательно, приводит к увеличению времени поездки. Ускорить процесс проверки билетов должна новая система оплаты проезда, которая обеспечит вход пассажиров во все двери вагона без использования турникета.
Московский метрополитен работает как часы благодаря современной системе управления движением. Создание подобной системы и использование систем спутниковой навигации для оперативного решения возникающих проблем в движении вагонов по маршрутам сильно ускорит скорость движения и скорость реагирования на какие-либо неполадки.
Нужно отметить, что пока маршрутная скорость трамвая в среднем составляет 13 км/ч, однако для Москвы она может быть увеличена. Достигнуть этого можно за счет уменьшения интервалов движения и снижения времени в пути. При этом средняя скорость движения по городу будет составлять до 23 км/ч.
Сейчас Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы разрабатывает планы по совершенствованию и развитию трамвайной сети города с учетом всех этих факторов для обеспечения условий ускоренного движения трамвая нового поколения, включая вышеперечисленные.
До 2017 года, согласно программе развития транспортной системы города Москвы, планируется восстановить некоторые ранее отмененные трамвайные маршруты, а также построить новые линии современного городского трамвая. Горожанам следует ждать появления новой техники на следующих маршрутах:
район Северный – платформа «Лианозово» – метро «Алтуфьево» – метро «Медведково»;
Чертановская улица – метро «Пражская» – район Бирюлево Западное – район Бирюлево Восточное – 6-й микрорайон Загорья;
район Метрогородок – район Гольяново;
улица Академика Королева – метро «Дмитровская»;
Курский вокзал – шоссе Энтузиастов – район Ивановское.