Европейский суд по правам человека зарегистрировал жалобу нижегородской пенсионерки, пострадавшей от милиции на марше несогласных 24 марта 2007 года. По оценкам правозащитников, российские милиционеры нарушили в отношении пожилой женщины несколько статей Европейской конвенции о защите прав человека.
71-летняя Лилия Гремина к маршу несогласных готовилась заранее. Дома она придумала и изготовила плакат «Едино грызлущих Россию за вымирающий в бесправии и нищете народ к ответу!», положила его в пакет и поехала в центр города, где планировался митинг. О том, что это мероприятие не было санкционировано властями, Лилия Михайловна, по ее словам, не знала. На площади ее попросили показать содержимое пакета. Пенсионерка отказалась, тогда сотрудники милиции вырвали у нее плакат и предложили пройти в автобус. В ответ Лилия Михайловна села на асфальт. Тогда к пенсионерке подогнали «уазик», куда ее и затащили трое милиционеров. Лишь спустя четыре часа пенсионерку доставили в РУВД. У нее не было возможности сходить в туалет, ей не разрешали присесть. Гремина почувствовала себя плохо. Врачи «скорой» зафиксировали «гипертонический криз на фоне реактивного состояния». По их просьбе женщину отпустили домой. Документов о задержании и доставлении в милицию Греминой сотрудники РУВД не составили.
Женщина решила отстоять свои права и обратилась к судмедэксперту, зафиксировавшему у нее на руке гематомы, а затем в межрегиональный Комитет против пыток (КПП). Там провели поверку обстоятельств этой истории и сделали вывод, что действия стражей порядка «носили явно грубый характер, не отвечали принципам и задачам деятельности органов милиции и унизили достоинство личности пожилой женщины». Но прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело по жалобе пенсионерки. Следователь оценил действия милиции против Греминой как корректные, законные и обоснованные. Попытки юристов КПП опротестовать отказ прокуратуры в судебном порядке успеха не возымели.
В конце концов, жалоба Греминой была направлена в Страсбург, где ее приняли к рассмотрению. По оценкам правозащитников, государство нарушило в отношении пенсионерки несколько статей Европейской конвенции о защите прав человека. В КПП надеются, что, учитывая возраст Греминой, ее дело рассмотрят в ускоренном порядке.
Нижний Новгород