Пока музей размещается в историческом строении через дорогу от томской мэрии.
Томский музей «Следственная тюрьма НКВД» может быть закрыт. Как уже писала «НГ» (см. номер от 03.04.06), это единственный в России музей подобного рода, расположенный в городе, не в приспособленном для выставок помещении, а в подвале настоящей бывшей следственной тюрьмы НКВД. Кстати, тогда газета писала, что, «зная историю здания, приходится верить именно в худшее». Слова оказались пророческими.
История этого здания изобиловала трагическими и драматичными страницами. Там были убийства, расстрелы, в здании была следственная тюрьма, позднее – общежитие работников НКВД и т.д. В сегодняшнее рыночное время здание оказалось крайне востребованным из-за места его расположения – в самом центре, через дорогу от мэрии. В преддверии 400-летия Томска, когда городу надо было привести себя в порядок, а денег, естественно, не хватало, это здание наряду с прочими, похоже, было предложено предпринимателям. Мол, приведите дом в порядок, а там, может быть, и передадим вам все это в собственность.
В итоге здание бывшей следственной тюрьмы досталось предпринимателю Игорю Скоробогатову. При этом часть расположенных в доме квартир он сумел приобрести в собственность. Несмотря на то что здание является историческим и культурным памятником местного значения, бизнесмен быстро его перестроил – сделал надстройку, в которой, судя по всему, устроил свою квартиру. А первый этаж предоставил под зал игровых автоматов. В музее, размещающемся в подвале, он произвел капитальный ремонт, в ходе которого из него были выведены системы управления коммуникациями. У входа в музей появилась табличка, которая сообщает, что спонсором музея является именно вышеупомянутый предприниматель.
В ходе потребовавшегося позднее упорядочения правовых отношений вдруг выяснилось, что здание таинственным образом исчезло из списков собственности, полностью подтвердив свою репутацию «нехорошего». Его не оказалось ни в областном реестре собственности, ни в муниципальном. После трех лет поисков, правда, здание все же «нашлось» и было зарегистрировано в управлении Федеральной регистрационной службы по Томской области, но права музея никак не были обозначены.
В то время председатель томского «Мемориала» Борис Тренин высказал предположение, что в сложившейся ситуации возможны два пути. Первый: городская Дума должна добиться разрешения о передаче собственности новому владельцу с обременением. И тогда музей будет заключать договор об аренде с муниципалитетом. Второй, менее желательный, предусматривал возможность заключения музеем договора с ТСЖ, то есть практически с частным собственником, что выводило музей из-под крыши государства и ставило его судьбу в зависимость только от доброй воли хозяина.
После публикации упомянутой статьи в «НГ» состоялось решение гордумы о передаче подвального помещения здания, то есть муниципальной собственности, целевым назначением – под музей. На основании этого решения городской Думы был составлен договор между департаментом недвижимости мэрии Томска и областным краеведческим музеем о выделении этой собственности в безвозмездное пользование только музею.
Новый хозяин Игорь Скоробогатов (ему из 812,8 кв. м в общей площади дома принадлежит 586,5 кв. м), забыв о своем благородном предназначении «спонсора», стал черед суд реализовывать свои права хозяина и в заявлении в суд об уточнении исковых требований в начале августа с.г. (ответчиками выступали: муниципальное образование город Томск, городской департамент недвижимости и Томский областной краеведческий музей) прямо потребовал: «Обязать ОГУК «Томский краеведческий музей» освободить переданные ему в безвозмездное пользование департаментом недвижимости Томска нежилые помещения┘»
Состоявшийся 5 сентября суд Советского района Томска полностью удовлетворил исковые требования предпринимателя. Суд продолжался чуть более часа. И, по мнению тех немногих, кому довелось побывать на заседании, доводы ответчиков услышаны не были.
Необычная выставка напоминает о многотысячных жертвах НКВД. Фото автора |
Конечно, ответчики подадут протест на решение суда. Но если представить, что протест будет отклонен, то уникальный музей просто пропадет. А ситуация подтвердит известное утверждение о том, кому принадлежит поле битвы. Бьются за победу и умирают одни, а плоды победы пожинают другие┘
Решение суда подгадало под прошедшие 10–12 сентября в городе Дни культуры Эстонии в Томской области. Из прибалтийской республики приехала большая делегация. В рамках мероприятия был установлен памятный знак эстонцам, погибшим в Томской области в годы сталинских репрессий, было и посещение музея «Следственная тюрьма НКВД». Власти города и области вместе с гостями отдали дань памяти погибшим. Но после отъезда эстонцев на родину не исключено, что музея в бывшем здании НКВД уже не будет. И чего же тогда будут стоить российские филиппики по поводу переноса Бронзового солдата в Таллине?
Свое мнение по поводу случившегося «НГ» высказал начальник областного департамента культуры Андрей Кузичкин. Он сказал, что о ситуации все подробно доложено губернатору Виктору Крессу, что к решению вопроса будут подключены юристы обладминистрации: «Мы надеемся, что этот процесс нами будет выигран».
Кстати, чиновник в двух словах рассказал и о других шагах, которые будут предприняты помимо судебного разбирательства. Власть, сказал он, постоянно взаимодействует с представителями бизнеса. Что же касается данного конкретного случая, то, сказал он, «возможности для диалога будут». Начальник департамента не уточнил, но, видимо, он имел в виду те же возможности, благодаря которым в свое время предприниматель и получил собственность в центре города.
Томск