Российская зима имеет одно необычное свойство – она всегда приходит внезапно. У жителей страны вступление в холодный сезон ассоциируется прежде всего с ледяными батареями и сообщениями о том, что коммунальщики не успели подготовиться к морозам. Тем не менее в последние годы масштабных катастроф, в 90-е оставлявших без тепла целые города, к счастью, уже не случается. О том, насколько надежны коммунальные сети России, «НГ» рассказал эксперт Игорь Бычковский.
– Игорь Викторович, нередко встречаются данные о том, что инфраструктура ЖКХ серьезно изношена – на 50–70%. Как вы оцениваете надежность российских коммунальных сетей?
– В СМИ приводят данные о бухгалтерском износе коммунальных сетей – обычно 60–70%. Но эти данные не отражают реальной надежности, поскольку выведены из бухгалтерской отчетности. А бухгалтерская оценка износа существенно отличается от оценки физического износа. Надо знать именно последнюю категорию, а ее, к сожалению, у нас никто не оценивает. Есть разработанные методы диагностики, например компьютерная томография, но серьезного системного анализа физического износа в коммунальном секторе России не ведется. Поэтому лучше оперировать категорией аварийности, которая фиксируется соответствующими службами. В статистической отчетностях обычно фигурирует 0,2–0,3 аварии на километр сети в год. При этом учитываются лишь аварии, которые приводят к отключениям потребителей. Но на деле аварийность в стране – 1,8–2 аварии и повреждения на километр сетей в год. В некоторых регионах даже 2,2–3 аварии на километр сети в год. Это объективная оценка технического состояния российских коммунальных сетей. Для сравнения: в европейских странах аварийность – 0,2–0,4 аварии на километр.
– В 2000–2003 годах много говорилось о том, что к 2005 году случится коллапс российской коммунальной системы. Катастрофа не произошла, но исчезла ли ее опасность сейчас?
– За последние годы много было сделано, чтобы повысить надежность сетей. Сейчас аварийность высокая, но в 90-е годы происшествий было гораздо больше. Надежность сетей зависит от того, как интенсивно их ремонтируют. Сегодня в РФ меняют 1,2% сетей в год. А еще пять лет назад ремонтировали 0,8% сетей, то есть очевиден рост в 1,5 раза. С учетом того, что трубы должны служить 25 лет, значит, необходимо менять каждый год 4% сетей, не меньше. Но четверть века труба служит, лишь если сеть правильно спроектирована, уложена. В реальности нарушение технологии приводит к тому, что трубы служат 10 лет и меньше. А потому и ремонт надо проводить интенсивнее, повышать уровень надежности и менять 5–6% сетей в год. Замена сетей нынешними темпами – это меньше, чем хотелось бы, но я бы поостерегся говорить о том, что все рухнет одномоментно. Этого не произойдет. Конечно, надо учитывать влияние погодных условий. Если будет холодная зима, придется повышать нагрузку сетей, и, естественно, повреждений может быть больше.
– Вы сказали, что в последнее время коммунальной сфере уделяется больше внимания. Успел ли себя проявить Фонд реформирования ЖКХ, на который федеральные власти возлагают большие надежды?
– Фонд надо рассматривать как катализатор процесса восстановления жилья и реформирования ЖКХ. У нас масштаб капитального ремонта жилищного фонда составляет всего 0,9%. То есть предполагается, что дома будут служить больше ста лет, а это нонсенс. Фонд, будем так говорить, всколыхнул муниципальное болото во многих регионах с точки зрения активизации процесса реформирования ЖКХ и проведения обновления жилья. Но масштабы очень малы – одна десятая того, что нужно для приведения в порядок жилищного сектора. Фонд расшевелил регионы, но надо понимать, что основная роль в финансировании капремонта будет принадлежать бюджетам муниципальных образований, регионов и населению. Как это ни печально, платить за ремонт, и немало, придется простым россиянам. Ведь если мы приватизировали жилье, то за него надо отвечать. К сожалению, у большинства жителей, которые приватизировали квартиры, понимания бремени ответственности собственника пока нет. Люди недовольны, что за капремонт приходится платить 5%, а ведь рано или поздно придется оплачивать 50% стоимости, а может, и больше.