В Нижегородской области установлен максимально допустимый в России транспортный налог, поэтому традиционные ямы на дорогах вызывают особую досаду у местных водителей. А для мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова те же ямы становятся поводом для претензий руководству области о недостаточном финансировании регионального центра.
Градоначальник регулярно публично заявляет, что дороги в Нижнем Новгороде «традиционно плохие». И связывает это с тем, что средств на их ремонт необходимо в два-три раза больше, чем выделяет областное правительство. Мэрия, по словам Булавинова, не получает ни копейки областных сборов транспортного налога.
В прошлом году Нижний Новгород, как и все российские города-миллионники, получил на дороги миллиард руб. федеральной помощи. «Я не знаю, где этот миллиард», – грустно констатировал тем не менее Булавинов, выступая весной с годовым отчетом перед городской Думой. Как оказалось, основная часть субсидий, выделенных на дороги из федерального бюджета в 2007 году, миновала город и пошла на строительство окружной магистрали вокруг Нижнего Новгорода – так называемого южного обхода. Эта дорога, призванная освободить город от машин, следующих транзитом, является одним из приоритетных проектов губернатора Валерия Шанцева. Областная администрация настаивает, что согласовала с мэрией такое распределение средств.
В следующем году Нижнему Новгороду как городу-миллионнику планируется выделить 510 млн. руб. из федерального бюджета, пропорционально числу его жителей. Судя по всему, большую часть федеральных субсидий администрация области снова направит на строительство федеральных трасс. Шанцев мечтает превратить Нижний Новгород в крупнейший в Европе логистический центр, который немыслим без современной качественной дорожной развязки. Небольшой (12-километровый) участок трассы Москва–Уфа в Нижегородской области был даже отремонтирован с помощью нанотехнологий – молекулярно измененного битума. Правда, заканчивается этот участок традиционными ямами.
В этом году в Нижнем Новгороде впервые начали ремонтироваться дороги в частном секторе, в том числе и никогда прежде не знавшие асфальта. Мэр Булавинов отметил, что отныне жителям этого района не придется ходить в резиновых сапогах, как прежде.
Впрочем, сам ремонт дорог в Нижнем Новгороде часто оказывается неэффективным. Год от года Булавинов обвиняет в этом подрядчиков. В прошлом году уже по завершении сезона мэр заявил, что у многих подрядных организаций отсутствовало разрешение на проведение капитального ремонта дорог, в 90% случаев такой ремонт был «выполнен дефектно, на дорогах появились провальные ямы». И призвал «активизировать все механизмы, чтобы подрядчики поняли свои ошибки». В результате мэрия составила реестр недобросовестных подрядных организаций и начала добровольную сертификацию добросовестных. Тем не менее в этом году подрядчики, подвизающиеся в сфере дорожного ремонта и благоустройства, вновь вызвали нарекания градоначальника. По его оценкам, конкурсы между ними порой проводятся фиктивные, с участием фирм-однодневок. «По законодательству муниципалитет даже не имеет права не допустить недобросовестных подрядных организаций к участию в городских конкурсах», – заметил Булавинов.
Нижний Новгород