Привычной деталью красноярского пейзажа уже второй год подряд остаются асфальтоукладчики и рабочие в оранжевых робах, ремонтирующие дороги во всех районах столицы края. После многолетнего финансового голода дорожники с упоением осваивают миллиарды, поступающие из бюджетов разных уровней. «В прошлом году на дорожное хозяйство края было направлено 9 миллиардов рублей, а в 2008 году – около 10 миллиардов. Из них на Красноярск выделяется около 2,5 миллиарда рублей», – радуется министр промышленности и энергетики Красноярского края Денис Пашков.
Тема «дорожных миллиардов» стала в минувшем избирательном цикле предметом особой гордости и красноярских единороссов. Во время выборной кампании в Госдуму РФ отдельной темой, которую охотно эксплуатировали представители партии власти, стали так называемые «мосты и дороги родного Красноярска». Флаеры годичной давности с этим слоганом до сих пор можно встретить в автобусах и троллейбусах. Но у пассажиров они сейчас вызывают скорее раздражение – пробки в центре Красноярска по своей частоте и интенсивности уже догоняют столичные. И дело здесь не только в качестве дорог.
«Могу уверенно констатировать: дороги у наших соседей по Сибири точно хуже, – утверждает автор автомобильной телепрограммы «Коробка передач» Владимир Перекотий. – Но мы ремонтируем шоссе по устаревшим технологиям. Нужно покрывать их материалом, который будет служить не год, а десять лет. Подозреваю, что эти технологии не внедряются не случайно: ведь тогда воровать будет труднее».
Масштабы воровства и халтурной работы дорожников перестали устраивать и краевую власть. В этом году она даже решилась на беспрецедентные меры – все лето инспекторы службы строительного надзора и жилищного контроля регионального правительства вели круглосуточный надзор за строительством дорожных объектов краевого центра. Итоги «ночных рейдов» еще подводятся, но, по предварительным данным, речь идет о десятках выявленных нарушений, связанных в первую очередь с технологией укладки асфальта.
Впрочем, красноярцев больше раздражают не плохие дороги, а пробки. Когда город строился, никто не думал, что личное авто из предмета роскоши превратится в средство передвижения. Эксперты подсчитали, что в 2010 году в краевом центре будет 500 автомобилей на 1000 жителей. Для решения проблемы «перенаселенности» городских дорог в Красноярске два года назад была разработана комплексная транспортная схема до 2015 года, но дорог в краевом центре если и прибавляется, то немного.
«Власть бездарно пользуется теми огромными деньгами, которые сейчас идут в дорожную отрасль, – считает водитель с 20-летним стажем, депутат горсовета Красноярска Сергей Жабинский. – У нас расширяются улицы в центральной части города, каждый год обновляется дорожное покрытие на одних и тех же участках, но транспортных тромбов становится больше. Нужно менять стратегию – средства должны идти прежде всего на строительство развязок, а не на латание тришкиного кафтана. Иначе через 2–3 года Красноярск ждет транспортный коллапс».
Красноярск