На протяжении своей тысячелетней истории Россия потратила на развитие дорог средств и сил не меньше, чем ее европейские соседи. Тем не менее и в XXI веке российские дорожники все еще безуспешно пытаются сравниться с западными коллегами по качеству построенных шоссе. О состоянии и перспективах российской дорожной отрасли «НГ» рассказал эксперт по дорожному движению и транспортному планированию Михаил Блинкин.
– Михаил Яковлевич, нередко дорожные проблемы России связывают с использованием устаревших технологий строительства и ремонта. Верно ли это представление?
– Полагаю, неверно. Там, где финансирование за последние пару лет стало гораздо лучше, например в столице и на федеральных дорогах, применяются прогрессивные технологии. Ремонт в Москве, связанный с перекладкой поверхностного слоя и устройством нового покрытия, производится на высоком технологическом уровне с применением современных материалов. Русские дорожные инженеры веками были на очень хорошем счету и, например, с дипломом МАДИ по специальности «дорожное строительство» можно устроиться на работу в любой стране мира. Российские инженеры сейчас строят дороги в Австралии, Новой Зеландии, Израиле, Канаде. Так что как только в регионах появляются деньги на строительство и ремонт, квалификации наших дорожных инженеров вполне хватает для того, чтобы пользоваться современными методами и строить на мировом уровне.
– Все более или менее крупные города РФ столкнулись с проблемой пробок. В чем тут загвоздка?
– В возникновении пробок виновато не только неправильное планирование дорог, но и ошибки в градостроительном планировании. Возьмем площадь Павелецкого вокзала в Москве. Это напряженный транспортный узел – железнодорожный вокзал, электрички в Домодедово, линия общественного транспорта. По науке на транспортном узле нужно быстро обслужить пассажиров, и не дай бог притащить туда дополнительно людей и автомобили. Но вместо того чтобы снять напряжение, его наоборот добавляют – строят торгово-досуговый центр и так создают пробку на десятилетия независимо от того, как поработают дорожники. Отдельная черта российских городов – наличие нескольких тысяч автомобилей с «правом» нарушать ПДД, это экзотика, имеющая аналоги где-то в Африке. Еще одна вещь, влияющая на транспортное поведение, – отсутствие парковочного пространства в городах.
– Как вы оцениваете Федеральную программу развития дорог на 2010–2015 годы? Насколько она соответствует перспективным потребностям России?
– Программа на 2010–2115 годы предусматривает огромный объем ремонта, приведение в порядок дорог городской сети. Это очень большое дело. В программе также есть бесспорные положения относительно строительства новых дорог, связанных с политическими событиями – южной магистрали к сочинской Олимпиаде. Есть там и продолжение знаменитых петербургских дорожных строек. Упомянута и «стройка века», о которой много лет говорят, – трасса Чита–Хабаровск. С методической точки зрения в программе есть несколько наивные планы развития платных дорог, и, думаю, со временем их поправят. Но, по-моему, нужно чуть дальше смотреть. Ведь у России есть фундаментальная задача – организация нормальных дорог наподобие хайвэев между городами. Пока это нужно сделать хотя бы на Русской равнине – в том духе, как это было организовано в Штатах еще в 1956 году. Тогда в США был принят закон, по которому между каждым штатом строились хайвэи. Так возникла сеть дорог на всю Америку.
У нас же дороги между областными центрами – это просто двухполоски, и ночью играешь в русскую рулетку, рискуя обогнать по встречной полосе. Пока у нас все дороги ведут в Москву и на перспективных планах сохраняется «звездочка» – дороги от столицы исходят в разные стороны. Нужно создание связей между городами, сети круглогодично эксплуатируемых шоссе, которая бы связала регионы. Как решать эту задачу, пока не придумали, и это очень печально.