Томская область по километражу дорог на тысячу квадратных метров территории занимает последнее место в России, уступая среднероссийскому показателю почти в три раза. На заседании Высшего экономического совета региона в прошлом году губернатор Виктор Кресс заявил, что регион по темпам строительства транспортной инфраструктуры серьезно отстает от других субъектов Сибирского федерального округа.
Почти 80% населения региона проживает на территории, прилегающей к областному центру, и до недавнего времени имеющаяся транспортная инфраструктура удовлетворяла потребности области. Но в последние годы интенсивность движения в Томске возросла в 3,5 раза. На тысячу жителей сейчас приходится 220 автомобилей, к 2010 году этот показатель вырастет в два раза.
К тому же новые задачи (освоение нефтегазовых месторождений на правобережье Оби, освоение Бакчарского железорудного месторождения, развитие Томской особой экономической зоны) потребовали кардинального изменения ситуации в дорожной сфере. Кроме того, есть и определенные политические соображения. Через Томскую область практически не идет транзит грузов, и без развития дорожной сети в перспективе регион может стать транспортным тупиком Сибири. По словам губернатора, если не принять решительных шагов и не ремонтировать хотя бы по 60–70 км полотна в год, то дорожное хозяйство может настигнуть кризис.
На решение дорожных проблем при нынешней системе финансирования у Томской области денег своих не хватает. В регионе остается только 800 млн. руб., которых не хватает даже на ямочный ремонт. Под празднование 400-летия Томска в 2004 году из федерального бюджета удалось получить немало средств на приведение местных автострад в порядок. На эти средства удалось отремонтировать примерно пятую часть дорог.
Импульс развитию томских дорог дала Особая экономическая зона, которую планируется обеспечить надежной транспортной системой. Благодаря ОЭЗ дорожное строительство, по крайней мере в Томске, сдвинулось с места. Для сравнения: если в 2005 году в дорожное строительство в Томске было вложено 30 млн. руб., то в 2008 году – 1,3 млрд. руб. К тому же на федеральном уровне ведется борьба за средства на строительство томского участка Северной широтной дороги, которая должна вывести область из транспортного тупика. На реализацию областной транспортной стратегии до 2030 года (с учетом железнодорожного и авиационного транспорта) потребуются инвестиции объемом в 250 млрд. руб.
Томск