Калининградская область по протяженности дорог с твердым покрытием на квадратный километр территории занимает второе место в стране после Подмосковья. Основная заслуга в этом, впрочем, принадлежит немцам, построившим за семь веков хозяйствования в Восточной Пруссии булыжные мостовые чуть ли не до каждого хутора. В советский период дорожную сеть региона удавалось более или менее поддерживать в относительном порядке. Но затем ситуация стала быстро ухудшаться под воздействием двух процессов. С одной стороны, финансирование дорожных ремонтно-строительных работ устремилось к нулю. С другой стороны, выросли и объемы перевозок, осуществляемых большегрузными фурами, и численность личных автомобилей. Результатом стала быстрая деградация дорожной сети Янтарного края. А тут еще пошла мода на украшение частных особняков немецкой брусчаткой. Ее жертвой пали не только дороги к сельским хуторам, но и покрытие части улиц Калининграда.
Когда передвижение по городу начало превращаться в ралли по пересеченной местности, власти начали предпринимать меры. Последние 10 лет в области наблюдается постепенное увеличение объема ремонтных работ на дорогах, предпринимаются попытки реанимировать некоторые крупные проекты еще советского времени. В частности, второй эстакадный мост через два рукава реки Преголи, разделяющей Калининград на северную и южную часть. Построенный более 30 лет назад первый эстакадный мост сейчас представляет собой сплошную пробку. За сутки его пересекает 200 тыс. машин. Второй мост начали возводить в конце 80-х, а потом строительные быки 20 лет торчали посреди реки.
В 2005 году, к 750-летию со дня основания города, решено было проект возобновить, но в новом варианте. Но бурно начатые работы сейчас снова приостановлены – нет денег. Федеральный бюджет в прошлом году вместо обещанного миллиарда выделил 170 млн. руб. В этом году калининградцы ждут 270 млн. руб., которые никак не могут перечислить из Москвы. Всего на достройку второй эстакады требуется более 3 млрд. руб.
Региональная дорожная программа предусматривает выделение значительных средств на ремонт дорог между городами области. Так, в 2007 году на это было выделено свыше 1,6 млрд. руб. Среди муниципальных образований самостоятельно финансировать ремонт улиц и дорог может только Калининград. Обычно на это выделяется 600–700 млн. руб. в год. Областные и местные власти регулярно препираются по поводу того, кому ремонтировать улицы, плавно переходящие в федеральные и региональные шоссе. При этом калининградские водители крайне скептически оценивают качество покрытия что тех, что других. С немецкими автобанами и даже дорогами в соседних Польше и Литве их не сравнишь. Многие полагают, что проблема в низком качестве строительных работ, и винят чиновников и подрядчиков в сговоре с целью получения откатов от бесконечного ремонта дорог.
В 2006 году было возбуждено уголовное дело против бывшего начальника дорожного управления администрации прежнего губернатора Владимира Аверина. Его обвиняли в нецелевом использовании бюджетных средств, за счет которых вместо ремонта моста Королевы Луизы через Неман на российско-литовской границе был возведен завод по производству асфальта. Чиновник отделался штрафом в 100 тыс. руб. Недавно уголовное дело о нецелевом расходовании средств, выделенных на дорожный ремонт, возбуждено против главы города Балтийск Федора Ярошевича.
Калининград