По словам свердловского губернатора Эдуарда Росселя, плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием в регионе в 4 раза ниже, чем в Брянской, Владимирской, Воронежской, Курской областях и в 7 раз ниже, чем в Московской, Калининградской областях, Осетии и Кабардино-Балкарии. По этому показателю область находится лишь на 54-м месте в РФ.
Впрочем, имеющиеся дороги таковыми можно назвать с большой натяжкой. Начальник Управления автомобильных дорог Владимир Плишкин при рассмотрении бюджета области на 2008 год заявил, что свыше 7000 километров дорог находится в неудовлетворительном состоянии, из них 1000 – в аварийном. В год в области ремонтируется чуть более 500 км, а надо около 2000. В ремонте нуждается десятая часть мостов, а 31 мост и вовсе находится в аварийном состоянии. Кроме того, на Среднем Урале около 700 километров лесовозных дорог, которые в распутицу почти непроходимы.
Денег на ремонт дорог, по мнению свердловских экспертов, выделяется недостаточно. Правда, в последнее время количество средств на дорожные работы несколько увеличилось: в 2007 году поступило из федерального бюджета 303,4 млн. руб., и областной бюджет изыскал дополнительно 800 млн. руб. В общей сложности отрасль получила более 3 млрд. руб., после чего дороги (в том числе федерального уровня) стали, по определению главного инженера ГипродорНИИ Игоря Петрунина, «не в столь безобразном состоянии».
Но, как полагает Петрунин, качество дорог не выдерживает критики: на новых шоссе порой сразу появляются колеи из-за отвратительного битума. В итоге транспортная составляющая в себестоимости продукции у нас составляет 15%, а в развитых странах – 4–5%.
Согласно программе «Развитие автомобильных дорог на территории Свердловской области в 2006–2008 годах» будет построено всего 170 километров новых автодорог. Деньги будут потрачены в основном на объездные дороги вокруг городов, на дорогу Ивдель–Ханты-Мансийск и на мост длиной два километра через реку Туру, который будет торжественно открыт в октябре.
Самый громкий казус с «освоением» дорожных денег связан со строительством автомоста в Екатеринбурге, который рухнул, не дождавшись открытия съезда «Единой России». Говорят, правда, деньги потом бюджету возместил проектный институт. Еще раз единороссы попали в скандальные хроники, пообещав накануне выборов выделить области миллиард рублей. Выделили региону из федерального бюджета лишь 300 млн. руб.
О функционировании федеральной программы «Дороги единой России» красноречиво свидетельствуют слова Игоря Петрунина: «А что это за программа? Не слышал про такую».
Екатеринбург