В России идет активная дискуссия о том, как лучше избавляться от мусора. Кроме привычного хранения на свалках бытовые отходы предлагают пускать в переработку или попросту сжигать их на специальных заводах. Эксперт «Гринпис» по эффективному использованию ресурсов Игорь Бабанин рассказал «НГ» о двух этих способах, а также пояснил, можно ли заработать на мусоре золотые горы.
– Игорь Валентинович, как удобнее поступать с отходами – перерабатывать их или сжигать на заводах?
– Нужно понимать, что цель и переработки отходов, и их сжигания – как можно существеннее уменьшить объем мусора. Переработка – это целый комплекс мер: раздельный сбор мусора, его доставка на завод, сортировка и предпродажная подготовка вторичного сырья по видам. После всех этих операций 35% отходов – бумага, пластик, стекло, металл – можно будет направить на предприятия в качестве вторичных материальных ресурсов. Еще около 35% мусора – биоразлагаемые органические отходы, которые можно ферментировать: превратить в компост для сельского или садово-паркового хозяйства. Также из органических отходов можно делать технический спирт, используемый в качестве топлива, или биогаз, эквивалентный природному газу. Оставшиеся неперерабатываемые отходы – их около 30% – просто прессуют до плотности больше тонны на кубометр. Получается инертный кубик объемом в 10% от начального количества отходов, в котором не идут никакие процессы. Биоразложения в нем нет, вода в него не проникает, его можно хранить на обычной свалке.
Сжигание мусора на спецзаводах тоже позволяет уменьшить объем отходов в 10 раз. Но при сжигании оставшаяся одна десятая – это токсичные зола и шлак. По сравнению с инертным кубиком понятно, что это гораздо хуже. Сжигание не решает всей проблемы, поскольку остаются отходы, требующие специального захоронения. А куда их девать, пока непонятно. В Подмосковье, например, нет специальных мест для хранения токсичных шлака и золы.
– Почему в России в последнее время популярна именно идея строительства мусоросжигательных заводов?
– Мусоросжигательные заводы обычно собираются строить там, где есть избыток бюджетных средств – в основном в столице и Петербурге. Но сжигание – самый дорогой способ обращения с отходами. На тонну уничтоженного таким образом мусора в теории нужно примерно 1800 рублей, а на практике это будет стоить, как обычно, дороже. Для сравнения: захоронение отходов на обычной свалке обходится в 300 рублей за тонну, если полигон подготовлен по современные технологиям – чуть дороже. Комплекс мер по переработке отходов при том же результате (уменьшение объема отходов в 10 раз) стоит в 3,5 раза дешевле, чем сжигание мусора на заводе. И тем не менее проекты мусоросжигательных заводов регулярно выдвигаются властями. Правда, за последние 10 лет в Москве построили лишь один такой завод и два было реконструировано. Причем строили за бешеные деньги, дороже, чем это обходится в Европе. Сразу можно предположить, куда ушел избыток денег. В Питере периодически возникают такие проекты, но пока до реализации дело так и не дошло. А вообще, когда говорят о сжигателях, возникает ощущение, что таким образом хотят освоить, грубо говоря, «распилить» бюджет, выделенный на борьбу с мусором. Ведь чем дороже используемые технологии, тем больше можно незаметно что-то откусить.
– Может ли переработка мусора быть очень прибыльным делом?
– Россияне долго заблуждались, утверждая, что переработка мусора – это золотое дно. На самом деле это не так, поскольку затраты очень большие. Но раздельный сбор и переработка могут существенно сэкономить бюджетные средства. Если мы посчитаем, сколько стоит построить полигон и во сколько обходится потом прием на него мусора – это будут немалые деньги. Да и сам процесс начинается не с нуля, а с серьезных затрат на создание и оборудование полигона. Затем нужно добавить 300 рублей за захоронение тонны отходов. В результате набегает около 1000 рублей за тонну. Эти деньги можно истратить лучшим образом – вкладывать их в переработку отходов, в дотации переработчикам. Сейчас если не делать никаких дотаций, убыток станции, на которой сортируется смешанный мусор, составляет примерно 10%. Если власти покроют убытки и накинут 25% на прибыль, этот вид бизнеса будет выгодным. Переработчикам нужны такие дотации, и эти затраты будут меньшими, чем любой бюджет на данный момент вкладывает в свалки.