На национальных Ердынских играх Валентин Хагдаев (в белой накидке) проводил обряды вместе с коллегами.
Фото автора
Людей всегда привлекает что-то необычное. Но то, что одним кажется экзотикой, для других – норма, привычный образ жизни. Усть-Ордынская художница Тамара Шантанова лет 17–18 лет назад почти ничем не выделялась среди своих сверстниц с их вполне земными заботами. Но после долгой болезни и привычного для интеллигента копания в своей душе она стала шаманкой. По словам Тамары Шантановой, это было повеление извне, противиться которому она не посмела: при рождении девочке из древнего рода Хитэн Утхэ кроме женского дали еще и мужское имя – Башиила. Вроде бы кто-то уже наперед знал, что ей предстоит шаманское служение, как и ее предкам в четырех поколениях.
Сегодня Башиила – известный и признанный в шаманском обществе Усть-Ордынского Бурятского округа человек. В трудные минуты к шаманке обращаются за помощью, так как верят в ее чудесный дар. Тамара Шантанова не только проводит классические для шаманизма обряды, но и является провидицей и целителем. Лечить людей Башииле помогает некогда полученное медицинское образование.
Шаманизм – исконная вера старинных насельников этого края, сердцевиной которого является синеокий Байкал. В бурятском народе вера в «избранников высших сил», как еще называют шаманов, живет с незапамятных времен. По поверьям, шаманы могут общаться с загробным миром и духами «эжин», которые есть у каждой местности. Столетиями народ знал, что обычный человек слаб, а шаман может практически все. Ему по силам задобрить богов, чтобы послали хороший травостой и богатый приплод скота. Ему по плечу выпросить счастливую судьбу, обеспечить удачу на охоте или в боевых действиях. Или просто дать мудрый совет.
Кроме всего прочего шаманы частенько выступали не только в роли астрологов, но и врачевателей. По местным преданиям, даже русские цари не брезговали услугами бурятских шаманов, а что ж говорить о соплеменниках. Считалось, что сильный шаман может оживить даже умершего человека. Мифов и легенд на этот счет по сию пору в бурятских краях ходит немало.
Кстати, бурятские шаманы подразделялись на белых и черных. Считалось, что белые шаманы служили добрым божествам, а черные – грозным и суровым. За непослушание они могли нагнать на человека всяческие неприятности. На генном уровне эти опасения существуют и сейчас, а потому навлечь немилость любого шамана не каждый рискует. Сила же шамана, как пишут исследователи, зависела не только от их родословной, но и от степени посвящения – всего их у бурятских шаманов девять.
Впрочем, при общем уважении, если верить исследованиям, шаманы, особенно вредные, как колдуны и знахари на Руси, за свое призвание могли поплатиться и жизнью. Известный бурятский ученый Матвей Хангалов в своих трудах указывал, что если какой-нибудь черный шаман напускал на людей болезнь, то жители улуса могли приговорить обвиняемого к страшному и смертельному наказанию. Служителя духов опускали головой в яму и засыпали землей, чтобы ни одна из его душ не вырвалась на свободу и не стала вредить людям. После этого действа в засыпанную яму заколачивали осиновый кол. Нарушать последовательность запрещалось. Чувство страха перед магической силой шамана вызывал даже костюм умершего служителя культа. Многим казалось, что в одежде, убранстве шамана, его вещах незримо присутствует дух хозяина.
Самый известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев чудодейственность своего дара не комментирует: «У нас шаманы называются «боо» – это тот, в кого нисходит дух, кто обладает способностью вещать, предсказывать. Первым нашим шаманом был орел. Ему было тяжело нести шаманский дар, и он передал его хранительнице огня. Женщина была тунгуской, и она вручила этот дар мужу-буряту. В наказание дар шаманов был сокращен в четыре раза, а ведь раньше шаманы могли оживить умершего человека, вернуть ему душу». Сам же шаманизм Валентин Хагдаев охарактеризовал так: «Это культ священного огня, великих предков, владык местностей, Неба, Земли, Солнца, почитание природы-матери. Наш храм – это небо, нам не нужно строить церкви или другие сооружения, мы и так служим людям».
Путь Валентина Хагдаева в посредники между божествами-тэнгриями, духами местности и людьми особенно извилистым не был. У него в роду шаманы имелись и по материнской, и по отцовской линиям. К тому же он родился с так называемым шаманским знаком: шестым пальцем на руке. По словам Валентина Хагдаева, он называется лишней костью, которая дается избраннику духов как своего рода диплом на звание шамана, божественная отметина. Но до одного несчастного случая комсомолец, сын коммуниста жил вполне обычной жизнью советского человека. Учился в школе, служил в армии, поступил и окончил вуз, стал даже аспирантом. Когда произошло несчастье и он находился между жизнью и смертью, Хагдаев понял, что стал новым человеком, не тем, кем был раньше.
Сейчас он депутат районного совета, директор краеведческого музея в райцентре Еланцы. Говорит, что светская работа дополняет духовную: «Шаман – это хранитель родовых преданий и легенд, духовных знаний, традиций и обычаев своего народа». Великолепное знание фольклора, древних обычаев, глубокое знание родной истории, святых мест снискали Валентину Хагдаеву уважение не только в Иркутской области, но и далеко за ее пределами. С визитом вежливости он посетил индейских шаманов, побывал в европейских странах, где выступал с лекциями. Приезжает к нему немало гостей, и причем далеко не рядовые россияне. Говорят, что в этом списке политик Сергей Ястржембский, бизнесмен Анатолий Чубайс, певец Иосиф Кобзон, известная топ-модель Наталья Водянова с мужем лордом Джастином Портманом и еще добрый десяток других знаменитостей.
Но Хагдаев не чурается светских забот. Когда решалась судьба зимних Олимпийских игр, он провел подношение духам Земли и Неба молоком, хлебом и мясом. Аналогичный обряд он проводил и перед поездкой Димы Билана на Евровидение – «просил духов, чтобы посланец России победил в этом конкурсе», говорит шаман. Помощи у высших сил Хагдаев испрашивал и во время народного голосования «Семь чудес России», поскольку считает, что священное море должно возглавить список чудес России.
Сейчас в бурятской части Прибайкалья происходит своеобразный ренессанс шаманизма. Создаются и регистрируются шаманские общины, проходят слеты и съезды практикующих шаманов, совсем недавно в регионе создан общественный совет шаманских общин Прибайкалья. Как считает член совета старейшин Ашабагатского рода Александр Хантуев, в недавнем прошлом журналист из Усть-Орды, шаманский ренессанс – не дань моде, а возвращение к истокам: «Мы должны играть более активную роль в моральном оздоровлении своего народа, в борьбе с пороками».
Иркутск