Великая ассирийская держава пала под ударами завоевателей в 605 году до нашей эры. Народ исчезнувшего государства сначала был рассеян по Ближнему Востоку, а затем и по всему миру. Для пятитысячной диаспоры ассирийцев, оказавшейся в России, новой родиной стал казачий Дон.
Первоапрельский Новый год
На Дон ассирийцы переселились из республик советского Закавказья в начале 1990-х годов. В основном это были жители трех сел Армении – Арзны, Верхний Двин и Димитриво. Рассеянные по всему свету ассирийцы смогли сберечь родной язык и традиции. Но со своими обычаями они органично вписались в жизнь края. По словам атамана Всевеликого войска Донского Николая Козицына, есть впечатление, что ассирийцы живут здесь уже не одно столетие. У казаков с ними не было ни одного конфликта. «Ассирийцы – народ тактичный, они со своим уставом в чужой монастырь не лезут», – говорит атаман.
Ростовская региональная национально-культурная автономия ассирийцев существует всего десятилетие. Входящие в нее предприниматель Константин Алавердов, скульптор Сурен Васильев, преподаватель русского языка Надежда Бабаева, юрист Карен Бабасиев считают эту общественную организацию своеобразным представительством Вавилонии в Ростовской области. По словам председателя автономии Давида Андреева, диаспора стремится сохранить традиции и культуру своего древнего народа и познакомить с нею ростовчан. А обычаи у ассирийцев часто не похожи на традиции соседних народов.
Например, Новый год донские ассирийцы пышно и весело отмечают весной – в апреле. Дома при этом украшают ветками цветущих плодовых деревьев, а на стол выставляют национальные блюда: дохву из ребер баранины, джаджик из творога, мертоху из муки, а также освежающий кисломолочный напиток – сыппура. Приглашать гостей на Ха-Би Нисан (1 апреля) приходится со всей серьезностью, объясняя, что это не первоапрельская шутка. В новогоднюю ночь ассирийцы веселятся и говорят о том, что в то время, когда на Дону еще лежит снег, на их исторической родине – в междуречье Тигра и Евфрата – уже вовсю цветут абрикосы и вишни.
«Семь кругов» счастья
У древних ассирийцев было распространено многоженство. Семья жениха платила выкуп отцу невесты, обычно это делали серебром. В свою очередь, будущий тесть давал за дочь приданое. Но сегодня мужчине двух жен иметь не положено, да и выкупа никакого не надо. Впрочем, другие свадебные ритуалы сохранены.
Свадьбу, как правило, справляют двое суток. Гостей собирается до 300 человек, и дом открыт для всякого, кто хочет поздравить новобрачных. Сегодня бюджет средней ассирийской свадьбы около 400 тыс. руб., а это событие происходит, как правило, раз в жизни. Ассирийцы дорожат своей семьей, а мужчины не бросают жен и детей.
Одно из самых ярких свадебных событий – танец жениха и невесты. Гости образуют круг, внутри которого танцуют молодожены, которых гости осыпают деньгами и цветами. Но, пожалуй, самый завораживающий танец – это «Семь кругов»: выключается свет, зажигаются свечи и гости пускаются в медленный хоровод. Во время танца каждый участник должен семь раз обойти зал по кругу.
Другой любопытный ритуал – Сабахт, то есть торжественное вручение подарков молодоженам. Во время обряда во главу стола садится глубоко уважаемый ассириец-долгожитель вместе с двумя помощниками. На стол ставятся выпивка и закуска для тостов. Вначале к столу с подарками подходят самые близкие молодоженам родственники, затем – друзья и дальняя родня. Каждый дарящий сообщает ведущему ритуала Сабахт свое имя, а также имена своего отца и деда. У ассирийцев о человеке принято судить по его предкам. Затем ведущий громко объявляет, какой подарок вручается молодоженам. Дарящий выпивает рюмку вина, музыканты играют национальный туш. Сегодня самый популярный подарок – золотые украшения для невесты. И на сватовстве со стороны жениха будущей невесте непременно преподносят колечко с бриллиантом или золотой браслет как залог будущего материального благополучия.
Кипящая смола на голову блудницы
Венчание у ассирийцев обязательно. Жених должен быть в красном нашейном платке, символизирующем невинность невесты, а сама невеста – в пышном, до пола платье. Обряды первой брачной ночи в чем-то схожи с кавказскими, особенно балкарскими и кабардинскими. После первой брачной ночи «платок целомудрия» забирается старшей женщиной новой семьи невесты и хранится до появления первенца. А когда рождается первенец, то этот платок достается из сундука и вместе с «рубашкой» ребенка зарывается под порог дома.
По древнему обычаю, новорожденного в первые 40 дней его жизни не показывают чужим. И еще: в дом при младенце не заносится и сырое мясо – считается, что это не к добру. Возможно, оба поверья своими корнями восходят к древневосточным правилам гигиены и продиктованы стремлением предотвратить заражение младенца случайной инфекцией. На 40-й день ребенка непременно купают в 40 кружках воды, считается, что этот обряд прибавит ему здоровья и счастья.
Нравы и обычаи ассирийцев сходны с кавказскими. Мужчина в семье занимает главенствующее положение, а женщина должна быть послушной, добродетельной и хозяйственной. Невеста бывает повелительницей лишь на свадьбе, где даже может в шутку «наказывать» гостей. Но как только она попадает в дом мужа, это право исчезает, а царем на всю жизнь остается мужчина. Любопытно, что женский ассирийский костюм напоминает мужской и состоит из тех же элементов, хотя для женской одежды используются более тонкие ткани. Мужчинам ассирийской культуры многое прощается, зато женщине с лихвой припоминается каждый промах. Например, в старину гулящей женщине на голову выливали кипящую смолу.
Ассирийский этикет – свод неписаных законов. И по сей день главными из них являются гостеприимство, почитание старших, храбрость, дружба, чувство чести и совести. По представлениям ассирийцев, храбрый человек должен уметь прощать и быть снисходительным. Древняя ассирийская пословица гласит: «Прощающий – благороден».
Ростов-на-Дону