Два года назад Челябинск узнал о том, что автомобиль способен ехать не только по прямой, но и двигаться, скользить на скорости боком, то есть входить в дрифт. Произошло это благодаря выходу на российские экраны третьей части культового фильма о жизни автогонщиков «Форсаж». После него из рядов челябинских стритрейсеров выделилось новое направление – дрифтеры. В 2008 году местной команде по дрифтингу исполнился год, а основным местом для тренировок и показательных выступлений все еще остается ночной город.
Фигуристы с задним приводом
Дрифтинг, скольжение, управляемый занос автомобиля, танцы на машинах – все это синонимы нового вида спорта, появившегося в Японии и благополучно дошедшего до Южного Урала. Многие считают, что это один из самых зрелищных видов автоспорта. Под управлением дрифтера машина практически не двигается по прямой. Она, как фигуристка по льду, скользит по асфальту, выписывая всевозможные круги и восьмерки. Основная цель соревнований по дрифтингу – скользя по дорожному покрытию и не теряя скорости, максимально продлить вхождение в поворот и, главное, сделать его как можно более красивым и зрелищным.
«Все мы наблюдали пируэты автомобилей в третьей части «Форсажа», всем это нравилось, но проделать это долго никто не решался, – рассказывает главный редактор челябинского автомобильного интернет-портала Павел Парамонов. – Потом нашлась группа энтузиастов, которые сказали – мы это сделаем. Так появилась челябинская команда по дрифтингу «ЭксАнимоСпорт». И менее чем через год после образования команды, зимой 2008 года, в Челябинске уже прошли первые соревнования по дрифтингу».
На сегодняшний день «ЭксАнимоСпорт» – единственная на Южном Урале команда по дрифтингу. В составе коллектива всего шесть человек, средний возраст которых не превышает двадцати лет. Род занятий членов команды самый разнообразный, но их объединяет любовь к автомобилям с задним приводом и желание заставить машину ехать боком.
«Дрифтинг – это контролируемый занос, то есть движение автомобиля боком, – рассказывает капитан команды Юрий Гроссман. – В соревнованиях по дрифтингу время не имеет значения, побеждает тот, кто проедет или, можно сказать, «станцует» красивее других».
Роспись шинами на асфальте
Чтобы подготовить хороший дрифтовый автомобиль, говорят спортсмены, нужно как минимум 500–600 тыс. руб. У челябинских гонщиков «ЭксАнимоСпорт» пока нет таких финансов, поэтому приходится переделывать вазовские заднеприводные «пятерки», «шестерки» и «семерки». Но даже на это уходит не менее 100–150 тыс. руб. На автомобиле полностью меняется конструкция двигателя, устанавливается блокировка заднего моста, перекачиваются колеса и коренным образом меняются углы установки передних колес – развал-схождение. Кроме того, место пилота обязательно оборудуют спортивным сиденьем и усиленными ремнями безопасности.
Но самая затратная и быстроизнашивающаяся деталь – автопокрышки. Комплекта резины на автомобиле хватает на 10 минут выступления. Дальше шины попросту стираются об асфальт – сгорают. Именно поэтому на сегодняшний день основными поставщиками колес для челябинских спортсменов стали городские шиномонтажные мастерские, выбрасывающие негодные для обычной езды покрышки.
Методы подготовки и секреты мастерства спортсмены широко не афишируют. Хотя тем, кто уже сегодня готов попробовать себя в экстремальной езде и в фигурном скольжении по асфальту, советом обязательно помогут. Слагаемыми успеха в соревнованиях по дрифтингу являются как безупречная подготовка машины, так и отточенная техника и стальные нервы водителя. Пилот должен точно знать, что он делает в данный момент и что будет спустя несколько секунд, иначе управляемый занос может превратиться в аварию.
В ближайшем будущем в Челябинске откроется автошкола, в которой водители смогут научиться дрифтингу. Но, как объясняют экстремалы, для начала нужно научиться отлично ездить по прямой, а уж потом говорить о скольжении на автомобиле. «В планах нашей команды открытие автошколы, в ней и будет отдельный класс, посвященный автоспорту, – говорит Юрий Гроссман. – Может быть, это будет переподготовка водителей, может быть, улучшенная подготовка. Обязательным условием поступления в нашу школу будет прохождение человеком курсов антиаварийной подготовки водителей. Как минимум нужно прочитать книгу о том, как вести себя в экстремальных ситуациях. На городских улицах человек, прошедший такую подготовку, будет чувствовать себя гораздо увереннее».
Экстрим на проспекте Ленина
На сегодняшний день все тренировки и большинство выступлений челябинских дрифтеров проходят на ночных улицах города совместно с другими любителям автоэкстрима. Тренировки «ЭксАнимоСпорт» проходят практически каждый день, точнее – каждую ночь, на одном из участков центральной магистрали Челябинска – проспекта имени Ленина. Ни местные жители, ни дорожные инспекторы активности эсктремальщиков не рады.
«Все, конечно, понимают, что это модно, красиво, но такие гонки на городских улицах просто недопустимы, – считает инспектор ГИБДД Андрей Щербинин. – Мало того, что шум мешает жильцам близлежащих домов, еще и аварийность среди таких спортсменов сразу возрастает в разы. Все происходит на огромных скоростях, а справиться с управлением несущейся машины могут далеко не все. Поэтому мы по мере возможности пресекаем подобные мероприятия. Спорт – это хорошо, но такие гонки надо проводить на специальных площадках, а не на городских улицах». Кстати, возможно, в Челябинске будет где проявить себя дрифтерам. В городе появились люди, готовые организовать тренировки и соревнования дрифтеров на автоспортивных трассах, и, возможно, соревнования будут проходить в автокомплексе «Трасса-74».
Хотя пока в модельном ряду челябинских дрифтеров только сильно видоизмененная вазовская классика, уральские спортсмены уже готовы перейти на более мощные автомобили и даже посостязаться с родоначальниками дрифта – японцами. Одного из основателей нового вида автоспорта даже планируют пригласить на соревнования в Челябинск. Но пока все это только в планах. И местом для тренировок остаются городские улицы, а выступления обычно заканчиваются с появлением сотрудников ГИБДД.
Челябинск