Как и сам алкоголь, производители контрафакта бывают разные. Одни делают левую водку в подпольных цехах, разбавляя спирт водой из-под крана, другие просто запускают заводской конвейер и штампуют качественное спиртное в третью смену. О роли, которую в жизни россиян играют и те, и другие производители контрафактного алкоголя, «НГ» рассказал эксперт Вадим Дробиз.
– Вадим Иосифович, какой ущерб наносит производство контрафактного алкоголя бюджету России?
– Сегодня существует, грубо говоря, два вида контрафакта: первый – алкоголь, произведенный по всем технологиям на самых обычных предприятиях, за который не заплачен акциз, и потому он является нелегальным. Второй вид контрафакта – фальсифицированный алкоголь, находящийся в легальной продаже. У каждого вида алкоголя при этом свои особенности. С бутылки крепких напитков, например, водки, акциз составляет довольно серьезную сумму – примерно 35 рублей. Так что, если не заплатить этот акциз государству, прибыль получается довольно существенная. Недобросовестные производители могут сэкономить, выпустив нелегальную продукцию с фальшивой акцизной маркой, и получить по 35 рублей прибыли с каждой бутылки. А вот на бутылку вина акциз очень маленький – примерно 1,7 рубля. Поэтому воровать акциз на вине невыгодно и гораздо прибыльнее выпускать вино из фальсифицированного материала. В итоге сегодня производящиеся в РФ вино и коньяк примерно на 35% выпускаются из «несуществующего» в природе сырья. То есть виноматериалы и коньячные спирты для его производства мы не получаем ни по импорту, ни производим в России. Коньяк, кстати, – продукт особый. Здесь можно и украсть акциз, и сфальсифицировать продукт, выпустив его не из коньячных материалов, а из «карамели» и спирта. В итоге, по нашим подсчетам, нелегальные производители алкоголя заработали в прошлом году не менее 45 миллиардов рублей. Меньше получили те, кто фальсифицирует алкоголь. А всего производители контрафакта получили в прошлом году не менее 60 миллиардов рублей.
– Сумеет ли государство при нынешнем подходе прекратить производство контрафактного алкоголя?
– Пока перспектив, по-моему, никаких нет, и побороть нелегальный рынок сейчас невозможно. В России есть огромная армия малообеспеченного выпивающего населения, не менее 30–35 миллионов человек, которые не могут себе позволить дорогую легальную водку. В итоге часть этого населения пьют суррогаты по 15–20 рублей, а часть – нелегальную водку по 40–50 рублей. И, как бы это дико ни звучало, нелегальная заводская водка гармонизирует социальную обстановку в нашем государстве. Потому что через нее малообеспеченное население получает доступ к качественному алкоголю. Ведь у нас в стране продажи нелегальной водки составляют 28–29% легального водочного рынка. Легальной водки производится, грубо говоря, 2,7 миллиарда полулитровых бутылок в год, а нелегальной – более 1 миллиарда. А ведь есть еще рынок технических и домашних суррогатов; это еще около 900 миллионов бутылок┘ То есть весь рынок, который мог бы быть легальным рынком качественной водки, сегодня в стране равен 4,7 миллиарда бутылок по 0,5 литра. Но «усеченный» почти в два раза легальный рынок смотрится для государства гораздо симпатичнее. Возможно ли это без участия государства? По-моему, невозможно. Я не могу обвинить государство в целом в том, что оно поддерживает нелегальных производителей алкоголя, но оно своей политикой или отсутствием ее всячески способствует им.
– Какова себестоимость бутылки водки?
– Около 15 рублей для недорогой полулитровой бутылки водки. Плюс 35 рублей акциза. А уже в рознице полулитровая бутылка водки как минимум стоит 75 рублей.
– Пару лет назад много говорилось о необходимости производства дешевой «народной водки», которую будет производить государство и таким образом задушит контрафакт.
– Росспиртпром даже начал выпуск подобной продукции. Но это все равно была слишком «дорогая» водка, она не может вытеснить безакцизную нелегальную. Сейчас она уже дороже 70 рублей. И это при том, что нелегальная водка бывает по 35 рублей. Поэтому такие проекты пока бесперспективны – до тех пор, пока государство не ответит себе и обществу, каким оно хочет видеть алкогольный рынок.