В Нижегородской области 12 ликероводочных предприятий и три спиртовых завода обеспечивают стабильный доход областному бюджету. В прошлом году предприятия алкогольной отрасли перечислили в региональную казну 2,419 млрд. руб. акцизов. Неудивительно, что нижегородские губернаторы традиционно проводят протекционистскую политику по отношению к местным производителям водки и борются c суррогатом.
Еще Борис Немцов, возглавляя область, приносил на оперативное совещание собственноручно им купленную бутылку «паленого» напитка, требуя искоренить это явление. А нынешний глава Нижегородской области Валерий Шанцев три месяца назад специально обратился к населению региона: «Я прошу вас всех по возможности пить нижегородскую водку, которая проходит тщательный технологический контроль. В противном случае при употреблении некачественного алкоголя можно нанести серьезный вред своему здоровью».
Контрафакту нижегородские власти теперь противостоят с помощью химического индикатора «Препарата Ц-2». Это вещество позволяет определить подлинность акцизных марок. Прошлой осенью один показательный совместный рейд контролирующих органов позволил с помощью «Препарата Ц-2» выявить почти 30 тыс. бутылок водки с поддельными марками. Как сообщило тогда правительство области, эта водка произведена в основном на осетинских, ставропольских и подмосковных заводах и реализуется целым рядом торговых компаний, а часть фальшивых акцизных марок изготовлена за рубежом.
Впрочем, это не первый креатив в борьбе местных властей с фальсифицированной водкой. Пару лет назад глава поселка Березовка Арзамасского района Александр Шарбанов воевал с «паленкой», по его словам, методом «психологической обработки» односельчан. Он объявил конкурс «Лучший по производству и продаже поддельной алкогольной продукции». Призеру было обещано два года колонии общего режима. По всему поселку расклеили тогда соответствующие объявления. За рассказ о лучшем фальсификаторе предлагался денежный приз. До акции на учете поселковой милиции состояло 28 мест, где продавали поддельную водку, но рейды правоохранителей не помогали искоренить явление. По уверениям местной милиции, после конкурса эти точки перестали функционировать.
По данным прокуратуры Нижегородской области, в регионе 19 организаций занимаются торговлей спиртосодержащими средствами бытовой химии – растворителями, антиобледенителями, средствами для разжигания углей и размораживателями замков. Современные шинкари закупают эти средства на рынках, разливают под видом водки в домашних условиях или других местах и продают населению по низким ценам. Хотя у них есть сегодня серьезные легальные конкуренты: до 75% оборота нижегородских аптек занимают спиртовые настойки боярышника и перца (так называемые «стручки»).
По данным ГУВД Нижегородской области, в результате карательной политики в отношении производителей суррогатной водки смертность от отравлений ею с 2003 года уменьшилась более чем в два раза. Тем не менее каждый месяц в регионе от употребления некачественного алкоголя умирает в среднем 52 нижегородца.
Нижний Новгород