Официальная делегация из Томска, в состав которой вошли чиновники и представители бизнеса, недавно посетили Сингапур. Делясь своими впечатлениями с журналистами, делегаты не скрывали изумления: «В Сингапуре совсем нет коррупции! Созданы механизмы, при которых взяточникам не находится места! Вот где передовой опыт госуправления, который полезен не только Томску, но и России в целом».
По словам руководителя администрации президента России Сергея Нарышкина, в России нет острой необходимости в создании специальной службы по борьбе с коррупцией, а вот в Сингапуре Бюро по расследованию коррупции работает давно, и его функции сосредоточены на высших эшелонах власти.
В 1960 году в Сингапуре был ужесточен Закон «О борьбе с коррупцией» от 1937 года. (В России разработка подобного законопроекта началась в 1992 году и продолжается по сей день.) В Сингапуре понятие взятки объемно и включает любые материальные блага. Следователи имеют право на арест банковских счетов у подозреваемых, а также у их жен, детей и агентов. Налоговые инспекторы обязаны давать информацию следствию без ограничений. За дачу ложных показаний полагается тюремное заключение. Обвинительной уликой может служить «жизнь не по средствам и владение объектами собственности», а суды Сингапура уполномочены проводить конфискацию доходов. В России подобная практика отсутствует.
Но самое главное – низкая стоимость выборных кампаний в Сингапуре. Дорогие выборы – проклятие многих азиатских стран, где кандидаты вынуждены «отрабатывать» спонсорские деньги. В 1959 году в законе о выборах в Сингапуре сделали голосование обязательным и запретили практику «подарков для избирателя». Теперь люди выбирали тех, кто нес социальные блага – создавал рабочие места, строил школы, больницы, общественные центры и жилье.
По данным Мирового банка, в 1995 году Сингапур вышел по уровню ВНП на душу населения на 9-е место в мире и по сей день удерживает позиции в десятке лидирующих экономических держав.
Томск