Ситуация на Северном Кавказе с наступлением весенне-летнего периода обостряется. Такой неутешительный вывод сделал недавно в Нальчике заместитель министра внутренних дел РФ Аркадий Еделев, отвечающий за ситуацию в регионе. По его словам, в настоящее время незаконные вооруженные формирования (НВФ), действующие в регионе, получили очередной финансовый транш на продолжение террористической деятельности.
Террористический транш
По мнению Аркадия Еделева, на финансовую приманку попадает «часть молодежи, лица без постоянного места работы и места жительства, получая деньги за убийство своих ни в чем не повинных сограждан». В таких выводах он не одинок. Об участии молодежи в операциях боевиков против федеральных сил заявил на прошлой неделе и командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-майор Николай Сивак. Военачальники в один голос заявляют, что денежная подпитка участников НВФ ведется из-за рубежа, при этом на территории Северного Кавказа действуют иностранные эмиссары, которые и организуют боевые действия против федеральных сил. Так, по данным Еделева, на юге России находятся около 20 иностранных граждан, «которые прямо этим руководят различными способами, в том числе и с использованием наркотиков, пытаются повязать преступлением всех, кто попадается в их сети и капканы».
При этом, как утверждает Аркадий Еделев, происходит это не только в Чечне, но и в других республиках, особенно в Кабардино-Балкарии и даже в спокойной вроде бы Карачаево-Черкесии для подтверждения ложного, выдуманного ими тезиса о возрастании освободительной борьбы на Северном Кавказе против оккупации Россией. Раз так говорят военные, приходится признать, что ситуация в ряде республик Южного федерального округа действительно остается напряженной и взрывоопасной.
Нет покоя в Дагестане
В Дагестане стычки боевиков и бандитов с силовыми органами происходят еженедельно. Вчера в Махачкале был убит заместитель начальника оперативно-розыскной части УБЭП МВД республики полковник милиции Ахмедудин Абсалудинов. В офицера стреляли из проезжавшего мимо автомобиля ВАЗ-21112. В четверг на окраине столицы Дагестана в ходе спецоперации по ликвидации засевшего в одном из домов боевика погиб боец дагестанского СОБРа.
16 мая на оперативном совещании с руководителями правоохранительных органов республики президент Дагестана Муху Алиев высказал замечания в адрес руководства МВД и ФСБ республики, связанные с последними убийствами работников милиции. Особое внимание глава Дагестана уделил недавнему нападению в Губдене, когда погибли два милиционера.
Заметим, что деятельностью правоохранительных органов в Дагестане недовольны не только местные власти, но и представители федеральных структур. За два дня до критических высказываний Муху Алиева в адрес ФСБ и милиции это сделал на расширенном совещании с представителями прокуратуры председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин.
В частности, он выразил недовольство работой следственного комитета Дагестана по раскрытию особо тяжких преступлений. По словам Бастрыкина, «преступники, совершившие громкие преступления, продолжают оставаться на свободе, совершают очередные противозаконные действия. Более того, вы прекрасно понимаете, что их безнаказанность провоцирует криминальные проявления».
Речь идет о таких нашумевших преступлениях, как убийство академика Наримана Алиева и его супруги, лидера Дагестанского регионального отделения «Яблока» Фарида Бабаева, председателя ГТРК «Дагестан» Гаджи Абашилова, судьи Верховного суда Республики Дагестан Курбана Пашаева и т.д. Как заявил Александр Бастрыкин, если в ближайшее время не будет предпринято конкретных действий по улучшению работы, в следственном комитете Дагестана могут произойти кардинальные кадровые перестановки.
Чеченский горный призыв
В Грозном не раз заявляли, что с боевиками в Чечне покончено и республика переходит к мирной жизни. Однако сейчас выясняется, что это далеко не так. Количество военнослужащих, погибших в республике в этом году, даже больше, чем за аналогичный период прошлого года. Независимые СМИ свидетельствуют о почти еженедельных стычках федеральных войск с боевиками. Например, только на прошлой неделе сотрудники силовых структур Чечни вели поиски двух групп боевиков, одна из которых 17 мая напала на отдел милиции в Шатойском районе, а вторая вступила в перестрелку с военнослужащими подразделения Минобороны РФ в соседнем Урус-Мартановском районе.
При этом в боестолкновении в лесу в Урус-Мартановском районе участвовала бандгруппа примерно из 15 человек. Во время перестрелки ранения получили командир и заместитель командира разведывательной группы, а также военнослужащий по контракту. К счастью, потерь среди солдат и офицеров не было. Между тем, как выясняется, это скорее исключение из правил.
Как заявил на днях генерал-майор Николай Сивак, с наступлением весенне-летнего периода происходит все больше столкновений в лесистой местности. Боевики за зиму запаслись продуктами, подготовили схроны с боеприпасами и оружием. По мнению генерала, «местное население либо поддерживает бандгруппы, либо относится к ним нейтрально, не противодействует им и не сдает их федеральным силам». По словам Сивака, если бы не такое отношение жителей, с боевиками в Чечне давно было бы покончено. В Чечне главари НВФ активно вербуют в свои ряды молодежь, в горы уходят те, кому от силы по 20 лет, отмечает командующий. При этом он обратил внимание, что боевики совершают нападения на все федеральные силы: милицию, подразделения Министерства обороны и Внутренних войск МВД. В том числе и на чеченцев, которые проходят службу в МВД и в батальонах Минобороны «Восток» и «Запад».
Ингушский очаг
Самая взрывоопасная и закрытая от СМИ республика Северного Кавказа – Ингушетия. Здесь провокации против военнослужащих происходят почти каждодневно. Видимо, не случайно исследователь международной правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч» по России Татьяна Локшина и политолог, член научного совета Центра Карнеги Алексей Малашенко на семинаре «Северный Кавказ после выборов» в начале марта назвали Ингушетию самым крупным очагом напряженности на Северном Кавказе.
С тех пор мало что изменилось. Несмотря на то что после убийства в апреле заместителя председателя Верховного суда Республики Ингушетия Хасана Яндиева подразделения силовых структур в республике переведены на усиленный вариант несения службы, обстрелы, покушения и нападения на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов продолжаются. К примеру, на прошлой неделе у дома начальника Сунженского РОВД Ингушетия в станице Орджоникидзевская взорвалась бомба. Только по счастливой случайности никто не пострадал, сообщили в МВД республики. Накануне в муниципальном округе Альтиево Назрани неизвестные обстреляли машину с сотрудниками дорожно-патрульной службы, два милиционера из Пятигорска были ранены. В Ингушетии также разыскивают двух преступников, обстрелявших 14 мая милиционеров в районе населенного пункта Плиево. Тогда погибли три сотрудника ГИБДД МВД республики.
Неспокойная Кабардино-Балкария
В Кабардино-Балкарии ситуация не лучше. Самый громкий теракт в этом году произошел в январе на проспекте Шогенцукова в Нальчике, когда преступники обстреляли автомобиль начальника Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) при МВД республики Анатолия Кярова. Во время обстрела водитель машины погиб на месте, а сам Кяров получил тяжелые ранения и позднее скончался. В результате этого покушения были ранены милиционер и двое гражданских лиц, которые в момент обстрела находились неподалеку.
19 мая в столице Кабардино-Балкарии Нальчике на улице Таманской дивизии произошел взрыв неустановленного взрывного устройства. В результате пострадал один человек. 3 мая в микрорайоне «Искож» в районе авторынка на ул. Ингушской в Нальчике неизвестные бросили гранату и обстреляли патруль вневедомственной охраны из автоматического оружия. Ранения получили два сотрудника вневедомственной охраны.
Подобных фактов можно привести немало. Напомним, что в Кабардино-Балкарии 29 мая пройдет очередное заседание суда над 58 участниками вооруженного нападения на Нальчик в октябре 2005 года. Тогда погибли 92 боевика, 35 сотрудников правоохранительных органов, 14 гражданских лиц. Городу был нанесен ущерб в 71 млн. руб. Не исключено, что начало судебного процесса может спровоцировать акции со стороны боевиков.
Обезглавленный карачаевский джамаат
Самой стабильной из национальный республик видится Карачаево-Черкесия. Однако потенциал для возможных террористических актов там все же есть. К примеру, на территории КЧР в рамках федеральной профилактической операции «Розыск» задержаны на сегодняшний день более 20 особо опасных преступников и найдены 10 без вести пропавших человек. К началу милицейской операции МВД Карачаево-Черкесии в розыск были объявлены 302 преступника, а в списке пропавших без вести значились 24 жителя республики.
Среди задержанных в этом году – один из лидеров боевиков Карачаевского джамаата Павел Новиков и 30-летний Альбий Джелкашиев. Новиков подозревается в причастности к ряду громких преступлений на территории Северного Кавказа. Альбий Джелкашиев является предводителем преступной группы из трех десятков человек. «Его банда в прошлом и позапрошлом годах промышляла у нас в республике», – сообщают источники в МВД Карачаево-Черкесии.
Таким образом, ситуация на Северном Кавказе остается сложной и взрывоопасной. И это несмотря на то что плотность войск и милиции здесь почти в три раза выше, чем в среднем по России. Силовыми методами ситуацию там не всегда удается сдержать. Между тем причинами нестабильности многих регионов Северного Кавказа являются социальные факторы – безработица, низкие зарплаты и т.п.
Иностранные эмиссары это хорошо используют, чтобы завлечь в ряды боевиков граждан национальных республик. Государству, видимо, придется повернуться лицом к данным проблемам и увеличить число рабочих мест и решить вопросы занятости населения на Юге страны.