Челябинск традиционно принято считать неблагополучным в экологическом плане городом. Однако главным источником загрязнения воздуха местные предприятия давно перестали быть. По данным областного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды, все заводы города выбрасывают лишь половину общего количества загрязняющих атмосферу веществ. Остальное приходится на автотранспорт. Удельный вес выхлопов от автомобилей составляет 41,7% общего объема газообразных выбросов по области, а это более 510 тыс. тонн в год.
За последние пару лет ситуация из рядовой превратилась в критическую. Количество автомобилей в Челябинске выросло втрое, и это во столько же раз ухудшило экологическую картину города. Ученые забили тревогу. «Улично-дорожная сеть в Челябинске давно стала самым мощным источником загрязнения воздуха, – уверяет руководитель челябинского областного общественного фонда «Экология» Николай Щур. – Всего в состав автомобильных выхлопов входит более 200 различных химических веществ. Это продукты неполного сгорания в виде оксида углерода, альдегиды, кетоны, водород, перекисные соединения, сажа, оксиды азота, соединения свинца и других тяжелых металлов, диоксид серы, углеводороды – в том числе канцерогенные, способствующие развитию раковых заболеваний».
По словам эколога, челябинцы сейчас дышат всей таблицей Менделеева, и если ничего не изменится, через пять–семь лет количество раковых больных в городе увеличится вдвое.
Причинами экологического кризиса являются ежегодное увеличение количества автомобилей на дорогах Челябинской области и неспособность самих городских улиц вместить всех желающих по ним проехать. Согласно данным областного ГИБДД, средняя скорость движения автотранспорта составляет 21 км/ч. Городские власти не первый год борются с возникновением транспортных заторов, но последние на сегодняшний день с завидным постоянством побеждают. Ночью или в полдень по городским улицам еще можно проехать, но в часы пик не рекомендуется.
«Как бороться с пробками, в ГАИ не знают, – утверждает начальник отдела регистрации транспорта управления ГИБДД Челябинской области Андрей Мурыгин. – Каждый год число вновь выданных водительских удостоверений растет более чем на 20%. Только в 2007 году в Челябинской области прибавилось 23 тысячи вновь зарегистрированных автомобилей. Это число – кошмар для Челябинска. В нем кроются бесконечные многочасовые пробки, и это большая экологическая беда».
К тому же качество бензина, который автолюбители каждый день десятками литров заливают в бензобаки, никто не контролирует. Сегодня в области нет надзорного органа, имеющего право проверять качество топлива на автозаправочных станциях областного центра. «С 1996 года Госнефтьинспекция проводила обязательные исследования контроля качества ГСМ, – рассказала «НГ» начальник лаборатории ГСМ челябинского филиала Управления энергосбережения и энергоэффективности Нина Скиндер. – Сегодня надзорная система полностью отсутствует. С 2003 года благодаря новому закону за паспортом качества на бензин или дизельное топливо к нам обращаются только заинтересованные организации. Проверять какую-либо заправку сами мы не имеем права. Заинтересовать не совсем добросовестных владельцев АЗС в проверке качества топлива могут только правоохранительные органы».
Если к этому добавить, что двигатели автомобилей, как правило, не отрегулированы, а выбросы углекислого газа превышают предельно допустимую концентрацию во много раз, – становится понятно, что личный транспорт из средства передвижения превратился в тихого убийцу челябинцев.
На городском уровне помочь решению проблемы можно лишь несколькими путями. «У нас в городе, – поясняет мэр Челябинска Михаил Юревич, – на семью приходится минимум один автомобиль. И, к сожалению, далеко не новый. Ни о каком соответствии хотя бы нормам сертификатов «Евро-2» тут и речи не идет. Мы пытаемся строить цивилизованные парковки, улучшать и расширять дороги, чтобы машины не ездили через жилые кварталы. Увеличиваем количество зеленых насаждений. Все эти меры, может, и снижают вредное воздействие выхлопов на несколько процентов, но глобально картину изменить не могут».
По строительным нормам и правилам, принятым в РФ, на каждого жителя города должно приходиться 21,4 кв. м зеленых насаждений. На сегодняшний день в Челябинске не более 5,6 кв. м зелени на человека. Экологи, комитет по охране природы и «Горзеленстрой» в один голос призывают немедленно принять меры и предупреждают о грядущей экологической катастрофе. Но реальной экологической программы в регионе пока как не было, так и нет.
Челябинск