В старину донские казаки жили вольной жизнью, не признавая никакой власти над собой. Уже в XVI веке у них была создана уникальная форма местного самоуправления – Войсковой Круг, который собирался на майдане (площади). Здесь казаки выбирали атамана – высшее должностное лицо войска, решали вопрос о войне или заключении мира, определяли, сколько рыбы из батюшки-Дона брать и где определить покосы. Здесь же казак испрашивал у товарищей разрешения на женитьбу.
Круг открывали в торжественно-приподнятой обстановке. В центр вносились бунчук и войсковые знамена. Бунчук из ореховой палки, с серебряным шаром на конце, из которого свисали волосы белой лошади, считался символом общевойскового достоинства. На середину площади выходил атаман, за ним старики, которые усаживались вблизи на скамеечке, за ними кругом женатые казаки, затем холостяки, но не моложе 18 лет. В последних рядах могли присутствовать и женщины, но только жены, сестры или невесты, пришедшие с казаками. Не прийти казаку на майдан было большим позором.
При открытии Круга атаман снимал шапку и, крестясь, кланялся на четыре стороны – отдельно старикам и священнику. Собрание вел атаман, за порядком наблюдал есаул с нагайкой.
По словам председателя Ростовского облизбиркома Сергея Юсова, история выборов местного самоуправления на Дону насчитывает более 2 тыс. лет. Еще в III веке до н.э. в древнем Танаисе, основанном греками, важные вопросы решались на общем собрании города. Каждый гражданин города писал имя кандидата на глиняном черепке и бросал в керамический сосуд. Кандидат, набравший большинство голосов, считался избранным. «Уникальная выборная система не могла не отразиться на казачьем самоуправлении, – считает Сергей Юсов. – Один из ярких примеров – выборы атамана».
На пост атамана выдвигалось не менее трех человек. Ежели Круг соглашался с одной из кандидатур, то кричали «Любо! Любо!» и снимали шапки, что означало готовность подчиняться новому своему голове. Атаману вручались знаки власти – булава и насека (своеобразный посох). Снятый с должности атаман клал наземь шапку, насеку, булаву и, поклонившись на все четыре стороны, поблагодарив казаков, становился рядом с ними.
Круг избирал также товарища атамана (заместителя), есаулов (исполнителей приказов), писаря и казначея. Когда казаки шли в поход, избирался отдельно походный атаман. Кстати, бывшие атаманы не пользовались никакими привилегиями после их переизбрания.
Демократические основы управления Войском Донским были «надломлены» Петром I. После подавления Булавинского восстания (1707–1709 годы) царь резко ограничил права и свободы донцов. Он сам стал назначать атаманов, причем пожизненно. Так, избранного Кругом старшину Краснощекова царь не утвердил, а своим указом от 9 июля 1723 года назначил атаманом Лопатина. С этого времени все атаманы назначались царем и именовались «наказными».
Когда в 1917 году самодержавие свергли, казаки тут же избрали атамана, которого сами пожелали. Им стал генерал Алексей Каледин. Атаманство последнего, впрочем, было недолгим. В январе 1918 года Каледин застрелился прямо в Атаманском дворце в Новочеркасске, когда понял, что казаки его больше не поддерживают и сопротивляться натиску большевиков у него не осталось сил.
С установлением советской власти казачья область вообще перестала отличаться от остальных регионов России. Репрессии привели к тому, что демократические традиции казаков ушли в небытие. И только после так называемой перестройки, в 90-е годы, на Дону снова стали выбирать атаманов. Впрочем, современная демократия привела к тому, что сегодня Всевеликое войско Донское раскололось – на реестровых, так называемых государевых казаков, и общественников. Во главе двух войск уже подолгу стоят атаманы Виктор Водолацкий (9 лет) и Николай Козицын (15 лет).
Ростов-на-Дону