Мэр Иркутска Владимир Якубовский потребовал от региональных властей разделить бремя ответственности за сохранение исторической застройки областного центра. По словам градоначальника, муниципалитет практически в одиночку занимается реставрацией памятников зодчества, затрачивая на эти цели до 80 млн. руб. ежегодно. Особенное возмущение Владимира Якубовского вызывает то обстоятельство, что в основном это памятники регионального значения, а финансировать их содержание и сохранность приходится из городской казны.
По последним данным, в областном центре зарегистрировано 1138 домов-памятников. Историки, ученые-архитекторы эту цифру еще более детализируют: в Иркутске находятся более 3 тыс. объектов истории и культуры, из которых 67 имеют федеральный статус, 457 – региональный и 634 относятся к так называемым выявленным памятникам. Последние по многим характеристикам имеют все шансы занять верхнюю строчку этой градации.
Впрочем, такое историческое богатство, предмет зависти многих более молодых городов, власти, похоже, не особенно радует. Иркутский мэр уже неоднократно предлагал сократить список объектов исторического наследия, многие из которых, по его словам, просто псевдопамятники. Иными словами, убрать из центра развалюхи, не имеющие особой ценности. Большое их количество, считает Владимир Якубовский, является тормозом для развития города, а потому нужно принять региональный закон, который смог бы решить судьбу малоценной исторической застройки и, кроме того, позволил переносить на другое место «настоящие» памятники зодчества. Позицию мэра поддерживают и строители, заинтересованные в площадках для возведения жилья в самом центре Иркутска.
Под эти предложения по заказу иркутской мэрии уже разработан и соответствующий проект создания нескольких заповедных зон исторической застройки. По замыслу городских властей, сюда необходимо перенести все самое ценное из массива старой архитектуры. Пока основной преградой на этом пути является Центр сохранения исторического и культурного наследия, который не разрешает перенос памятников и требует восстанавливать их на месте. Владимир Якубовский полагает, что подобная позиция не способствует решению застарелой проблемы. По его мнению, только перенос исторических объектов в заповедные зоны поможет сохранить их для потомков. В качестве примера глава города сослался на уже существующий архитектурный комплекс «Декабристы в Иркутске», основой которого является усадьба князя Волконского.
Следует признать, что позиция мэрии большого восторга у общественности не встречает. По мнению многих историков, туристам гораздо интереснее не резервация с отдельными памятниками, а старинная деревянная застройка в целом, сама историческая среда. Доктор исторических наук, профессор Международной академии архитектуры Марк Меерович и вовсе полагает, что доставшееся Иркутску деревянное зодчество – само по себе немалый экономический ресурс, поскольку есть немало состоятельных людей, которые готовы вложить деньги в восстановление старинных усадеб, но лишь с условием их дальнейшей приватизации. За властями в таком случае остался бы лишь контроль за состоянием отреставрированных памятников.
Еще один подход к сохранению исторического центра Иркутска «НГ» озвучили в Фонде регионального развития Иркутской области. Как считают его специалисты, в условиях стремительного роста цен на землю в центре города спасти старый Иркутск практически невозможно, а потому нужно выносить административный центр из старой части города, как это и предлагается проектом развития Иркутской агломерации: «Будут сжигать, уничтожать объекты деревянного и каменного зодчества любыми способами, чтобы захватить кусочек земли».
Пока идут административные, ученые и прочие споры, Иркутск – некогда самый развитый и надежный форпост бывшей Российской империи на востоке страны – меняет свой облик. В последнее десятилетие в списке домов-погорельцев все чаще оказываются как раз те самые объекты исторического наследия. Последний такой пожар в самом центре города случился на днях. Еще одним пепелищем стало больше. Впрочем, иные здания и сами разрушаются, поскольку пригляда за ними нет.
Иркутск