В конце минувшей недели в Госдуме РФ депутаты разбирались с финансированием метро в крупных городах страны. Из Екатеринбурга на слушания в Москву прилетел вице-мэр Свердловской области Владимир Крицкий. Его интересует, будет ли правительство РФ финансировать метро на паритетных началах с регионами. Сегодня участие федерального Центра в строительстве ограничивается 20%.
Екатеринбуржцев волнует данный вопрос особенно: два года назад «Единая Россия» пообещала установить паритет. После того как единороссы устроили шумную акцию по сбору подписей горожан под требованием увеличить финансирование из федерального бюджета, внушительную делегацию горожан принял спикер Госдумы Борис Грызлов с соратниками. Вице-спикер парламента Вячеслав Володин заявил на той встрече, что решено дополнительно выделить 1 млрд. руб. на екатеринбургскую подземку.
Прошло два года, но деньги те в область так и не поступили. На метро в этом году будет потрачено 1,7 млрд. руб. из регионального и местного бюджетов. В принципе этого хватит, чтобы загрузить работой строителей до декабря. Однако, чтобы закончить две новые станции, нужно в течение двух следующих лет направлять метростроителям по 2 млрд. руб. ежегодно. Сколько дадут денег в 2009 году, строители не знают. Не предусмотрено финансирование екатеринбургского метро и в программе по развитию транспортной системы России на 2010–2015 годы. Возможно, сроки сдачи новых станций будут сорваны.
Екатеринбургская подземка принадлежит сегодня к числу откровенных долгостроев: первый камень был заложен в 1978 году, за прошедшие годы строители сдали всего семь станций. Причем если сначала в течение двух лет сдавалось по станции, а то и по две, то на седьмую ушло восемь лет. Работы не раз останавливались, проходчики увольнялись.
Говорят, за эти годы на выделенные деньги можно было бы построить уже две линии. Эксперты утверждают, что стройка получилась жутко дорогая из-за просчетов в проектировании. Но мэрия не намерена отказываться от метро из-за тяжелой транспортной ситуации в городе. Выборы 2006 года в областную Думу пришлись как нельзя кстати: ЕР решила представить себя партией реальных дел и принялась собирать подписи под требованием дать денег на метро. Акция удалась: СМИ рассказали о ней, партлидеры ЕР прогулялись по тоннелю в сапогах и касках. Единороссы победили, а из обещанного миллиарда пришло лишь 200 млн. руб.
Сегодня многие в Екатеринбурге говорят, что, может, стоит поискать альтернативные пути решения транспортной проблемы в городе. Во всяком случае, гораздо дешевле будет поднять трамвайные рельсы над мостовой либо обустроить спецполосу для автобусов и маршруток. Горожане откровенно не понимают позиции единороссов, которые с помпой пообещали разобраться с долгостроем, но потом в худших советских традициях замяли вопрос. Впрочем, выборы-то прошли.
Екатеринбург