Нормативы предписывают Екатеринбургскому центру переливания крови «Сангвис» иметь на всякий случай 50 литров крови и 100 литров замороженной плазмы. Таких запасов у центра нет. Причем, о катастрофическом положении с обеспечением препаратами крови приходится слышать практически раз в полгода. Заместитель главного врача центра Галина Толмачева регулярно подчеркивает, что доноров приходит мало и среди них почти нет людей с отрицательным резусом и с редкой группой крови.
Считается, что в Екатеринбурге проживает 7000 доноров. Медики говорят, что люди стали меньше сдавать кровь после отмены транспортных и коммунальных льгот. Компенсация почетному донору в 6000 руб. в год, а также два дня отдыха после каждой сдачи их не особенно прельщают. Правда, самых активных из них раз в год приглашают на День донора, вручают символические подарки и устраивают фуршет.
Впрочем, текущие потребности больниц «Сангвис» закрывает. Запасы пополняются за счет Дней донора, проводимых, в основном, в учебных заведениях. Иногда в акциях принимают участие чиновники: вице-мэр Виктор Контеев привел как-то 38 человек – сотрудников всех своих отделов. Правда, кто-то из них упал в обморок, чья-то кровь оказалась непригодной из-за букета болезней. Но шуму было много: целых 15 литров сдали. Но ситуации это не меняет, поскольку откладывать кровь впрок не получается.
«Сангвис» мечтает попасть на крупные промышленные предприятия, где трудятся одни из самых активных доноров. Но им вежливо отказывают. По меркантильным соображениям – обеспечивать сотрудникам выходные работодатели не готовы.
Главный врач областной детской клинической больницы №1 Сергей Боярский считает, что сам выезд на предприятия сопряжен с риском. По мнению медика, там сложно обеспечить стерильные условия, необходимую аппаратную поддержку и т.д. Сейчас появились новые методы подготовки препаратов крови: например, тромбоцитофорез. Осуществить последний в «полевых» условиях, как полагает Сергей Боярский, невозможно. Кроме того, пациент перед сдачей крови должен пройти полное обследование состояния здоровья.
Нужно сказать, что в Свердловской области были случаи заражения гепатитом при переливаниях крови. Рассказывалось и о нескольких ВИЧ-инфицированных. Разгорались скандалы, пациенты даже судились, но доказать, что именно в стенах медицинского учреждения инфекция попала в организм, оказалось достаточно сложно. Поэтому большую тревогу, вероятно, должен вызывать тот факт, что далеко не во всех областных пунктах сдачи крови ведется база данных о состоянии здоровья доноров. Вероятно, поэтому врачи предупреждают взрослых в больницах, что при переливании крови их дети могут быть заражены гепатитом. Тем не менее, Галина Толмачева утверждает, что медики таким образом перестраховываются и по ее словам, исключено, чтобы носитель ВИЧ-инфекции стал донором.