Борьба с секс-шопами в российских городах пока к успеху не привела.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
В Новосибирске борьба с пороком наблюдается в виде предпринимаемых время от времени атак на презервативы и их рекламу. Если десять лет назад инициатором таких выступлений была сама власть, то впоследствии мэрии пришлось защищать рекламщиков от возмущенной православной общественности.
О факте, имевшем место еще в 1998 году, сегодня уже рассказывают как о курьезе. В горсовете тогда существовала комиссия по нравственности, и депутат-коммунист Сергей Саночкин сумел убедить коллег, что нужно прекратить неограниченную продажу презервативов и «порнографической литературы». Горсовет выпустил постановление, по которому презервативы в Новосибирске можно было купить только в аптеках (но не в коммерческих киосках), а такие издания, как «СПИД-Инфо», «АиФ-Любовь» и, конечно, «Плейбой» – только в специализированных местах продаж. Начались даже облавы на тех коммерсантов, которые продавали презервативы из-под полы. Неизвестно, как долго продолжалась бы эта борьба с пороком, если бы двое студентов юрфака не подали бы иск в суд. Они сумели доказать незаконность постановления горсовета, и оно было отменено судебным решением.
С тех пор представители новосибирской власти так рьяно за нравственность уже не боролись. Эстафету перехватила православная общественность, иногда поддерживаемая церковнослужителями. Жалоб на «бесстыжую» рекламу всегда было немало.
В 2003 году сотни православных новосибирцев возмутились билбордами с рекламой многострадальных латексных изделий. На плакатах были изображены прильнувшие друг к другу парень с девушкой, несколько пачек презервативов, а также надписи «Стоп, СПИД!» и «Не бойся своих желаний». Православные посчитали, что плакат «формирует убедительный образ блудной страсти». Поддержал эту позицию и настоятель одного из новосибирских храмов, заявивший, что «плакат откровенно, нагло и цинично толкает человека на разврат».
Затем начались обсуждения проблемы на различных заседаниях, в комиссиях, антимонопольной службе и т.д. Власти все же удалось отбить эту массовую атаку, но был найден некий компромисс: рекламисты договорились между собой не ставить рядом с храмами плакаты, шокирующие православных.
Последний резонансный случай произошел год назад. «Ассоциация православных родителей» обратилась в горсовет с требованием убрать с улиц рекламу презервативов (уже, кстати, другой марки). «Глядя на эти билборды, создается впечатление, что Новосибирск – город разврата и пошлых развлечений, а не крупнейший научный и культурный центр», – говорилось в обращении. Учли православные и складывающуюся в стране конъюнктуру: по их словам, в стране наконец проявилась новая тенденция, предполагающая борьбу за семейные ценности и повышение рождаемости, а реклама презервативов ведет к «бездетному эгоистичному сожительству». Под «зачистку от безнравственности» попали билборды, на которых изображены не совсем одетые красавицы – по словам православных, это тот же разврат, только в профиль.
Но на этот раз власти отбили атаку еще легче: мэрия заявила, что у нее нет полномочий следить за содержанием билбордов, а антимонопольная служба нарушений закона в рекламе не нашла. Депутаты долго обсуждали этот вопрос, но тоже предпочли не идти на поводу у православных родителей. Не нагнетать ситуацию решили сами рекламисты: с некоторых магистралей билборды исчезли.
Новосибирск