Пензенские затворники хотели, чтобы их оставили в покое. Однако их сидение стало настоящим медиасобытием.
Фото Reuters
Никогда еще Пензенская область не привлекала к себе такого внимания СМИ, как за последние полгода. Всему виной – пензенские сидельцы, с ноября ожидающие конца света в землянке на окраине деревни Погановка. На прошлой неделе события там развивались динамично. Пещера начала обваливаться. 31 марта на поверхность вышли семь женщин. На следующий день – еще 14 человек. Еще через день – женщина с двумя детьми. Со дня на день ожидают выхода из землянки оставшихся 11 сектантов. Драма близится к развязке.
Спецоперация или реалити-шоу?
Кашу в Погановке заварил житель села Никольское Петр Кузнецов. «Отец Петр» бывал в Наровчатском Троице-Скановом монастыре и знал, как живут православные монахи, желающие уйти от мира. В монастыре Кузнецова не приняли. Тогда он решил создать свою собственную общину.
Теперь все это настолько широко известно, что нет нужды лишний раз пересказывать. Религиозный опыт самозваного «игумена» Петра Кузнецова завершился для него попыткой самоубийства (сейчас он находится в больнице с черепно-мозговой травмой), а для его последователей, которые наивно верили в предсказания конца света, – страшным возвращением к реальности. 11 человек пока находятся под землей. Но и они, и те, кто вышел наружу – всего три с половиной десятка человек, пробыли под землей почти полгода и скорее всего даже не представляли, что за их судьбой все это время следили миллионы россиян. По меньшей мере они удивились, когда в итоге обнаружили себя в фокусе фото- и телеобъективов. О них узнала вся страна – хотя на самом деле эти люди искали уединения и спасения в безмолвии.
Неудивительно, что бывшие затворники винят средства массовой информации в том, что они помешали их «затвору». Мол, хотели уйти от мира, а получилась всенародная слава (непонятно только с каким знаком). Пожалуй, исключение составил сам Петр Кузнецов, который охотно давал интервью журналистам – с разрешения местных психиатров и милиционеров. Но и милиционеры, и психиатры также были недовольны неожиданным резонансом, который вызвала история пензенских сектантов. А уж местные светские и церковные власти тем более были не в восторге от нашествия российских и зарубежных корреспондентов в пензенский овраг.
Поначалу они постарались сделать все, чтобы замять дело с сектантами. Потом, когда выяснилось, что, по словам местного архиерея, «никакие это не сектанты, а наши православные люди, просто они находятся в сильной зависимости от предсказаний своего лидера», началась лихорадочная деятельность по спасению как самих затворников с их детьми, так и доброго имени Пензенской области. Пожалуй, надо отдать должное местным специалистам МВД и МЧС – они не только сумели спасти всех тех, кто спрятался в пещере, но и сохранять самообладание в сложившейся нелегкой ситуации.
Спецоперация по спасению пензенских сидельцев, в общем, не потребовала особых затрат. 10 тыс. руб. в день (именно такая сумма была названа вице-губернатором Пензенской области Олегом Мельниченко) – не столь значительные средства. Куда более значителен тот медийный эффект, который возымело это событие. Журналисты, как и милиционеры, делали свою работу. Да что там журналисты – фактически все (или почти все) население России было приковано к телеэкранам, наблюдая реалити-шоу под названием «Сумасшедшие сектанты под Пензой»! При этом сами затворники не считали себя ни сектантами, ни тем более сумасшедшими. Они считали себя православными┘
В жизни как в кино
Являются ли пензенские сектанты православными – об этом пусть судят представители Церкви и богословы. Другой вопрос: почему пензенское сидение вызвало такой интерес у наших сограждан? Почему оно стало настоящим медиасобытием? Неужели больше нет своих проблем, своих дыр в кафтане?
Достаточно вспомнить резонанс, который полтора года назад вызвал в российском обществе фильм «Остров» Павла Лунгина. Миллионы приходили на его просмотр в кинотеатры, покупали DVD, а канал «Россия» показывал фильм на Рождество. Чем отличается главный герой «Острова», сыгранный Петром Мамоновым, от безумного Петра Кузнецова, лидера пензенских сектантов? Типаж, в общем, тот же. И зритель «Острова» следил за тем, что происходило в пензенском овраге. В жизни должно быть место кино┘
В то же время погановские события прошлой недели наглядно показали, что логику и особенности ментальности сектантов общество и власть понимают с трудом. Вечером 2 апреля Петра Кузнецова увезли в больницу с черепно-мозговой травмой. В девять часов вечера вице-губернатор Олег Мельниченко сообщил по телефону Интерфаксу, что среди вышедших на поверхность сектантов произошла ссора и Кузнецову проломили голову свои же. «Этот факт лишний раз подтверждает нестабильность психического состояния сектантов-затворников», – веско резюмировал чиновник. Однако уже через час следствие установило, что Кузнецов пытался покончить с собой, положив голову на деревянный чурбан и нанося себе удары другим чурбаном.
Гнев сектантов, пожелавших наказать обманщика, был бы понятен и логичен. В ноябре Кузнецов обрек людей на заточение, сам с места событий исчез, а конца света как не было, так и нет – все та же серая действительность, суетящиеся чиновники и милиционеры. Между тем затворники еще 31 марта выражали желание пообщаться со своим духовным вождем. 29 марта по ТВ показали, как Кузнецов сидит на краю оврага и беседует со своей «паствой». В последние дни он затворился в доме вместе с семью женщинами, покинувшими землянку. Они вели переговоры от его лица. Безумный Кузнецов для них как был, так и остался «гуру». Умом это постичь невозможно – как невозможно понять, например, обманутых вкладчиков, готовых вновь нести свои сбережения создателю финансовой пирамиды, только-только вышедшему из тюрьмы на свободу. Сознание, ориентированное на «харизматического лидера», для многих из нас остается загадкой, terra incognita.
Напомним, в землянке по-прежнему находятся люди. Ожидалось, что к концу недели они наверняка выйдут на свет божий. Сектанты не вышли, более того – приостановили переговоры, «замолчали». Олег Мельниченко рапортовал в среду: «Они ждут прихода седьмого знамения. Пять знамений у них было. Это обрушения пещеры. Ночью что-нибудь еще им явится. Еще один знак, и выйдут». Вице-губернатор – счастливый человек, у него, судя по всему, не бывает видений и знамений. Он не понимает, что знамения не происходят на заказ, они не вписываются в журналистские дедлайны и чиновничьи планы – «решить вопрос с пензенскими сектантами до конца недели». Волей-неволей Олег Мельниченко проникся логикой спектакля, созданного массмедиа. Между тем как в Погановке была лишь череда дискретных, отчасти «алогичных» событий, из которых СМИ (включая основные телеканалы) лепили стройное повествование. Чтобы было «как в кино». Люди хотят зрелищ. Вполне обыденное психологическое явление: сложно оторвать взгляд от того, кто на тебя не похож, кто «совсем другой». От сумасшедшего, человека с двумя головами┘ или сектанта.
«Маленькие люди»
Добровольный уход пензенских сектантов в подземелье – акция протеста. Причем, пожалуй, одна из тех немногих, которые у нас освещают на совесть, без вранья, подчеркнутой тенденциозности, умолчаний. Объективности мешают лишь недостаток информации и непонимание логики происходящего. Почему? Все потому, что акция эта носит неполитический характер. В субботу на ТВ даже звучали шутки: мол, сектанты закопались, чтобы не ходить на выборы – парламентские и президентские. На самом деле погановцам совершенно все равно: «Единая Россия» или «Справедливая», Путин, Медведев, Зюганов, Лукашенко (часть сектантов приехали из Белоруссии). Перед уходом в затвор они сожгли свои паспорта, обнаружив в них число зверя, три шестерки. Их не устраивает мир вообще, а не государство в частности. Для СМИ, живущих с оглядкой на власть, такой ход мыслей приемлем: мир плохой, а государство так, сбоку. Вроде как и «ничего». Один из сектантов – Виталий Недогон, выйдя на поверхность, даже подарил оперативному штабу банку соленых огурцов.
Пензенский казус не выявил в обществе «неудобных» тенденций. Он вообще не выявил никаких значимых социальных тенденций, разве что позволил лишний раз констатировать: в эпоху нанотехнологий градус дремучего невежества снижается медленно. Нам еще очень не скоро покажут по телевизору последнего мракобеса. Пожалуй, лишь Русская православная церковь захотела увидеть в случае с сектантами тонкий намек на толстые обстоятельства. Еще в декабре интервьюируемый программой «Вести» митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) говорил: вот, мол, что происходит в стране, где царит религиозная безграмотность, вот что будет с нашими детьми, если им не преподавать в школе основы православной культуры. Ему вторит руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Олег Стеняев, полагающий, что религиозное образование школьников позволит в дальнейшем избежать такого рода ситуаций. Церковь попыталась перетянуть пензенское одеяло на себя. Для большинства россиян же это просто шоу, увлекательный триллер. Ожившие картинки из книг Бориса Акунина или «Темного лика» Василия Розанова┘
«Господи, если бы обычным жителям той же деревни да те же самые средства выделить, что ушли на охрану этих «закопанцев»! – восклицает дьякон Андрей Кураев. Интересно, что было бы, если бы выделили? Неужели не было бы сектантов? Едва ли. Схожие случаи, причем с трагическим исходом, имели место и среди людей побогаче, в обществах куда более продвинутых. Американские штаты Техас и Калифорния, швейцарские кантоны, французские Альпы, канадская провинция Квебек┘ А жители Погановки сделали на сектантах маленький бизнес – взвинтили цены на съем жилья. Секта стала погановским аттракционом.
Андрей Кураев полагает, что политический момент в ситуации с затворниками все-таки присутствует. По его мнению, люди чувствуют, что у них нет никакой возможности влиять на историю. Каналы диалога и влияния на власть у Церкви и общества отсутствуют. Ни Церковь, ни государство не слышат и не замечают маленького человека. Что из этого следует? Маленький человек бунтует. Сходит с ума – что тоже является формой протеста. Несогласные могут не только маршировать по московским или питерским улицам, но и лезть в овраг, солить там огурцы и ждать конца света.
Но разве бросается в глаза такая интерпретация, когда видишь репортаж из Погановки? Нет. Поэтому истории из жизни сектантов показываются, смотрятся и смакуются┘ Нет контекста – нет проблемы.