Какое-то подобие конкуренции танкам смог составить только уазик, да и тот увяз в серьезном сугробе.
Фото автора
Первый и, видимо, последний раз на центральной улице села Большой Оеш Колыванского района Новосибирской области были чудовищные пробки. 16 марта сотни автомобилей свернули с трассы в поселок, чтобы стать свидетелями феерического зрелища, заявленного организаторами как бой танков с джипами. Мероприятие было широко разрекламировано. Но то, что приедет посмотреть на все это 750 автомобилей (это 2,5 тысячи человек – гаишники подсчитали), кажется, повергло в сильнейший шок и организаторов, и милицию.
К заснеженному полю, где должны были состояться соревнования между танками и джипами на проходимость, путь лежал именно через поселок. Местные жители высыпали на улицу: такого скопления автомобилей они у себя не видели никогда. «Как в Новосибирске-то сейчас на дорогах хорошо, пробки сюда переместились», – шутили водители – и, кажется, были недалеки от истины.
Впрочем, было чему изумляться и гостям: время от времени туда и обратно сновали люди в советской и немецкой форме времен Великой Отечественной – с автоматами, а кое-кто и в армейских маскхалатах. У ограды одного из сельских домов стояли два танка: наш Т-3476, еще довоенный, и немецкая бронемашина 38Т «Прага» (вернее, она чешская, но стояла на вооружении Германии). Конечно, это только модели, которые от оригиналов отличаются двумя вещами: не стреляют и брони в них заметно меньше. Наверное, еще движки не такие мощные. Короче, это точные копии, изготовленные местным умельцем Вячеславом Веревочкиным (см. «НГ» от 21.05.07).
Впрочем, с идеей организовать бой выступил все же не он. В Новосибирске существуют десятки автоклубов, которые регулярно проводят самые разные состязания. Вот они и предложили Веревочкину устроить состязания с танками, он согласился – в обмен на обещание показать джипы местным ребятишкам. Поле боя было найдено легко – им стал полигон, на котором колыванский мастер проводит испытания бронетехники.
К началу соревнований на поле выстроились два десятка внедорожников. За рулем – многократные участники ралли и трофи-рейдов. За линией старта расположились болельщики, которые шумели, жарили шашлыки, наливали водку и общались, – словом, обычная тусовка на свежем воздухе, только очень многочисленная, да и зрелище экзотическое.
А танков на старте все не было. «Да в пробке автомобильной застряли», – чуть позже пояснил «НГ» Вячеслав Веревочкин. Это и понятно: поток болельщиков на машинах все прибывал и прибывал, и бронетехника их пережидала. Пришлось начинать состязания без танков, и по команде внедорожники рванули преодолевать дистанцию. Там всего-то метров сто, может, даже меньше, но это холмистое поле и снега по пояс, или, лучше сказать, по бампер.
Уже через минуту-другую абсолютно все участники зарылись в снегу, не преодолев и половины пути. Водители не сдаются и жмут на газ, пробуют отъехать назад, чтобы разогнаться и на бешеной скорости продвинуться хотя бы еще на полметра вперед. Но и это удается не всем. К машинам подлетают добровольные помощники и начинают откапывать впереди снег. «Кто быстрее машет лопатой, тот и выиграет», – прогнозируют в толпе. Внедорожники надрываются, в воздухе появляется запах гари.
Наконец, определился лидер: им стал отечественный УАЗ – он забуксовал дальше всех. Но и после этого барахтанье в снегу продолжилось. Джиперы люди упертые: несмотря на то что время вышло, они решают дистанцию преодолеть до конца – и многие преодолевают. А тут и танки подоспели. В первую очередь они вытащили из снега те джипы, что застряли безнадежно.
Второй заезд прошел уже с участием танков. Внедорожники резво рванули вперед, а танки двинулись не торопясь, лениво, словно показывая, что им чужда вся эта пустая суета. Получилось эффектно. К финишу первой пришла «Прага». Хотя первенство танков по большому счету никто не собирался оспаривать.
Часа через три-четыре, уже после окончания и второго, и третьего заездов, состоялось театрализованное представление. Т-34 и «Прага» двинулись друг на друга. На нашем танке – советские солдаты, на «Праге» соответственно немцы. Это были члены местного военно-исторического клуба и красноярского клуба исторической реконструкции.
С немецкой машины спрыгнули враги и побежали на наш танк. Где-то рядом взрывали пиротехнику – типа стреляют. Разумеется, враги были повержены. Под крики болельщиков «Что, получили? Не знали, гады, на кого полезли» они театрально падали в снег. Толпа лезла к солдатам фотографироваться.
Мероприятие случилось в воскресенье, а вторник Вячеслав Веревочкин провел в прокуратуре. Ему не привыкать – после каждой акции, в разы менее масштабной, его вызывают в прокуратуру и традиционно задают два вопроса: не стреляют ли танки и почему он пропагандирует нацистскую символику. И каждый раз он пытается объяснять, что на танке – не свастика, а немецкий военный крест, и это даже не немецкий крест, а стилизованный крест Святого Георгия. «Какая уж тут пропаганда, если наши в импровизированном представлении победили? – недоумевает он. – У меня у самого два деда воевали – но как же историческая правда? Если это модель танка, то она должна быть абсолютно идентичной! Мы и так за полвека сколько исторического материала потеряли».
Новосибирск