По территории Чукотского автономного округа проложено более 1200 километров зимников – дорог, которыми пользуются только зимой. Наиболее интенсивно используются 800 км – это те зимники, по которым именно в зимний период наиболее интенсивно идет доставка топлива, продовольствия и строительных материалов.
Самый длинный и наиболее интенсивный зимник – Певек–Билибино, длиной около 300 км. Важнейшие хозяйственные грузы для Билибино и всего района доставляются в навигацию в морской порт Певек, и эти грузы приходится доставлять единственно возможным путем – по зимнику. Как правило, в дальний и трудный путь машины выходят колоннами по 8–10 единиц. Например, топливо и продовольствие «Чукотоптторга» в село Омолон доставляла колонна из 10 автомашин. Приход подобной колонны в отдаленное село – большой праздник. На полках местного магазина появляются не только консервы, но и свежие овощи, фрукты и даже сладости – торты, булочки.
Главный враг зимников – пурга. Заметенная снегом ледовая дорога становится не только непроходимой, но и опасной. Чтобы поддержать зимники в проезжем состоянии, создаются дорожные бригады, куда входят бульдозеры, тракторы, и эта тяжелая техника ведет расчистку и накатку зимников. Некоторые зимники по погодным условиям открываются лишь весной. Например, дорога Певек – остров Айон по льду Чаунской губы будет сдана в эксплуатацию в этом году в конце марта или начале апреля.
Правительство Чукотки сейчас взяло курс на строительство дорог круглогодичного пользования. Но они обходятся гораздо дороже строительства и содержания зимников. «На дорожное строительство в соответствии с программой «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог ЧАО на 2008–2013 годы» предусмотрено выделение 13,9 миллиарда рублей, – говорит заместитель начальника по эксплуатации и сохранению автомобильных дорог и искусственных сооружений ГУ «Чукотуправтодора» Сергей Лихачев. – Эти средства планируется направить и на строительство автомобильной дороги Колыма–Омсукчан–Омолон–Анадырь».
Анадырь