От кадровых перестановок в силовых ведомствах зависят судьбы тысяч офицеров и солдат.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Возможные кадровые изменения в силовом блоке после инаугурации Дмитрия Медведева эксперты прогнозируют весьма осторожно. Хотя формально поводов для этого нет, так как по Конституции именно президент осуществляет назначение первых лиц в стране, отвечающих за оборону и безопасность. Традиционно именно назначенные президентом люди, отвечающие за эти сферы, показывают, насколько глава государства силен во власти, а значит, независим и тверд в управлении страной.
От кадровых перемен, если они произойдут, зависят судьбы тысяч людей, которые носят погоны. Всем известно, что отставка, к примеру, одного генерала приводит к целой цепочке кадровых сдвигов. Именно поэтому в регионах страны, в округах и на флотах, в армии и МВД, в МЧС и других силовых структурах напряженно гадают, какие изменения в силовом блоке возможны после того, как новоизбранный глава государства будет приведен к присяге.
Борьба бульдогов под ковром
У Дмитрия Медведева, служебная карьера которого долгое время была далека от контактов с военными, конечно же, нет полноценной и адекватной кадровой базы для того, чтобы выдвинуть именно свои кандидатуры на эти посты. Тем более на ситуацию влияет фактор преемничества, а также известные противоречия, которые наблюдались и наблюдаются среди путинской элиты из состава силового блока и окружения Медведева как в предвыборную президентскую кампанию, так и сейчас.
Впрочем, Дмитрий Медведев победил на выборах, а это значит, что хотя бы незначительные обновления в кадровом составе силовиков неизбежны. И, что самое важное, эти обновления в той или иной степени будут проходить с участием нового президента. До инаугурации осталось полтора месяца, и поэтому есть основания полагать, что борьба элит в окружении Дмитрия Медведева и Владимира Путина за возможные кресла в правительстве и администрации президента усилилась, хотя внешне почти незаметна.
В истории СССР и постсоветской России почти все эпизоды, связанные со сменой власти, так или иначе зависели от позиции руководства Минобороны, КГБ (ФСБ) и структур, охраняющих первых лиц страны. Между тем бескровный, легитимный и демократичный приход к власти в 1999 году Владимира Путина фактически разрушил эту традицию. Но это не значит, что в нынешней ситуации при передаче власти от Путина к Дмитрию Медведеву при формировании нового правительства влияние силовиков также не будет наблюдаться. Реальность такова, что война компроматов на потенциальных назначенцев возможна.
На Западе прогнозируют и другие сценарии противоборства за власть, в том числе и попытки возможного реванша чиновников, которые были преданы Путину, но, как говорится, на дух не переносят его преемника.
Реальных предпосылок таких действий, правда, пока не наблюдается. Путин понимает, что для сохранения преемственности склоки, подобные тем, что имели место осенью прошлого года между ФСБ и некоторыми руководителями Госнаркоконтроля России, не нужны. Но подковерно эти склоки продолжают иметь место. И, что самое печальное, и там, и здесь в них участвуют люди из команды Путина. Это, конечно, ни нынешнему, ни будущему президенту не нравится. И Путин, как более опытный руководитель, пытался и пытается создать систему сдержек и противовесов.
Кадры решают все
За годы правления он всегда опирался на чиновничество в погонах. Отставные и действующие генералы составляли и продолжают составлять аппаратную основу высших эшелонов власти. Путин им доверял и доверяет, но он понимает, что демилитаризировать власть возможно и нужно. Видимо, под Медведева и был назначен и впоследствии переназначен на должность министра обороны зять председателя правительства Виктора Зубкова Анатолий Сердюков, человек сугубо гражданский, не имеющий до своего назначения в МО РФ никаких связей с армией и военными чиновниками. Видимо, именно под Медведева Путиным подписан 16 января 2008 года Указ № 50, согласно которому внесены кардинальные изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, отменяющие институт прикомандирования офицеров и генералов к госорганам. Сейчас офицеры и генералы «путинского призыва» в массовом порядке или увольняются в запас, или ждут переназначения. При этом новый список всех полковников и генералов, проходящих военную службу не на воинских должностях в администрации президента и правительстве, утверждать уже будет Дмитрий Медведев.
Но это, как говорится, аппаратный уровень. А общественность больше волнует, кто будет назначен на ключевые должности в администрации президента, силовые министерства и ведомства. Сейчас как о свершившемся факте многие СМИ говорят о том, что в новых структурах власти на прежних должностях не появятся заместители главы президентской администрации Игорь Сечин и Виктор Иванов. Это, конечно, не исключено, но без хорошей работы они, конечно, не останутся. Хотя у них, видимо, будут другие должности, с которых влиять на властные отношения в сфере обороны и безопасности будет сложнее. Между тем, кто бы ни пришел на их место, это будут, судя по всему, люди Владимира Путина, которые одновременно будут лояльны и к новому президенту страны.
Пророчат отставку главе ФСБ Николаю Патрушеву, министру юстиции Владимиру Устинову, а также некоторым другим приближенным Владимира Путина из так называемой команды силовиков, выступавших в 2007 году за сохранение его третьего президентского срока. Этому блоку противопоставляется фигура главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова, а также некоторых других силовых руководителей (речь идет о генпрокуроре Юрии Чайке, руководителе Главной военной прокуратуры Сергее Фридинском, главах Федеральной службы охраны и Службы безопасности президента Евгении Мурове и Викторе Золотове), которых якобы поддерживает Медведев. Но данные личности – выдвиженцы Путина, а значит, и его союзники. Хотя будут ли они так же рьяно поддерживать его в должности премьера – большой вопрос.
Впрочем, отставка Патрушева и других ключевых министров – МО и МВД – сейчас, похоже, все-таки маловероятна. Аппаратный вес Николая Патрушева, к примеру, проявился в том, что следователи ФСБ уже после президентских выборов 13 марта добились через Басманный суд Москвы решения о продлении срока содержания под стражей ближайших приближенных Черкесова (его двух бывших заместителей – Юрия Евала и Александра Бульбова), которым ведомство Патрушева вменяет в вину незаконное прослушивание телефонных переговоров.
Консенсус силового характера
Несмотря на имеющиеся коллизии в сфере приватизации военного имущества, выразившиеся в резкой критике руководителя Минобороны со стороны главы Российского фонда федерального имущества Юрия Петрова (его тоже считают человеком Медведева), остаться на прежней должности есть шансы и у Анатолия Сердюкова. Косвенным подтверждением этого является начатая при поддержке Кремля и лично Дмитрия Медведева «чистка» и сокращение центрального аппарата МО РФ как минимум на 40%.
Сохранение на своих должностях Патрушева, как и других силовых министров – главы МВД Рашида Нургалиева и главы Минобороны РФ Анатолия Сердюкова, выгодно для Владимира Путина. Это его люди. Если они имеют проблемы с окружением Медведева, это не значит, как полагает, похоже, уходящий глава государства, что их автоматически надо менять на другие фигуры.
Сейчас, видимо, перед элитами, окружающими нового и старого президента, стоит вопрос не о конкретных фигурах, назначенных в силовой блок правительства и администрации президента страны, а о том, насколько даст Путин Медведеву возможность влиять на силовиков. С одной стороны, Путин будет премьер-министром, а значит, формально не будет руководить МО, ФСБ, МВД и т.п. напрямую. С другой стороны, он не намерен сдавать власть и должен иметь в подчинении таких людей, которые реально поддерживают именно его, а не президента. Двоевластие установится тогда, когда часть силовых министров будет в силу тех или иных мотивов предана премьеру, а часть – президенту. Но допустит ли это Путин и какой консенсус они заключат с Медведевым, рисуя сегодня личностную структуру правительства? Об этом мы узнаем, похоже, уже после 7 мая.