0
6634
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

11.02.2008 00:00:00

Большие амбиции маленького Скопина

Тэги: скопин, юбилей, город


скопин, юбилей, город На пустых дорогах Скопина пешеходы чувствуют себя по-хозяйски.

Те, кто думает, что название Скопин образовалось из-за скопления кого-то или чего-нибудь в Рязанской области, глубоко ошибаются. Своим именем город обязан птице скопе. Можно сказать, Скопин находится под крылом крылатой хищницы, которая сейчас украшает герб этого одного из самых интересных городков Рязанской области.

В погоне за птицей-ломихвостом

В прошлом году Скопин праздновал 410-летие – именно таков возраст города, по мнению официальных историков. Но многие краеведы уверены, что городок намного старше: в «Списке Русских городов дальних и ближних» (около 1390 года) встречается городок Ломихвост. Скопу в диалектах называли ломихвостом – за то, что при ловле рыбы она резко тормозит, и со стороны выглядит, как будто хвост у нее ломается. Как говорят местные историки, упоминаемый город и есть Скопин, но в старинном произношении. Видимо, ради древней славы скопинцы готовы именоваться ломихвостовцами...

Особенно ретивые поклонники древности даже данные о 600-летии считают приуменьшенными – откуда, мол, тогда в местном краеведческом музее материалы со стоянки доисторических охотников каменного века? Откуда взялись каменные топоры, скребки, наконечники стрел? Словом, многие скопинцы убеждены, что их город намного старше, чем считается официально, и об этом они не без гордости рассказывают приезжим.

Впрочем, в истории Скопина и без того поводов для гордости хоть отбавляй. Так, местные жители с удовольствием рассказывают, что в Дмитриевском Ряжском монастыре, что близ Скопина, перед Куликовской битвой останавливался князь Дмитрий Донской. Сейчас монастырь восстанавливается, в нем живут 12 монахов. А там, где нынче в Скопине центральная площадь (как и положено, она носит имя Ленина), когда-то размещался малый острожек. В этой небольшой крепости находилось 96 стрельцов, которые в любой момент были готовы защитить Москву – здесь проходила засечная черта. Словом, безопасность москвичей была доверена жителям небольшого городка под Рязанью. Теперь скопинцы о безопасности Москвы не заботятся, а вот рабочей силой столицу обеспечивают. Благо она совсем рядом. Очень многие мужчины ездят туда на заработки, примерно столько же – в Рязань. В самом Скопине с работой туго┘

Вечный рюмочный зов

Еще одна легендарная история, которой гордятся скопинцы, связана с гробами. По местной легенде, как-то по Скопинскому уезду проезжал Петр I и увидел, что гробы здесь, а тогда их именовали домовинами, делают из цельных дубовых колод. По специальному велению государя такое расточительство было запрещено, а богатый деревом Скопин был причислен к азовской флотилии – отсюда вывозили стройматериал для постройки кораблей. «Сейчас о тех скопинских дубах живы только воспоминания, – вздыхает сотрудник краеведческого музея Эдуард Никольский. – Была у нас дубрава потрясающая – километрах в пяти от Скопина. Сейчас все вырублено, остались только крохи».

Многое из того, чем раньше Скопин жил и гордился, ушло в прошлое. До революции город был купеческим. Некоторые купцы даже выходили на международный уровень. Крупные лавки, развитая промышленность. Как вспоминают старожилы, раньше в Скопине было изобилие кафешек и рюмочных. Название одной из них особенно впечатляло – «Вечный зов».

Сегодня большого расцвета торговли не наблюдается – во всем Скопине, по сути, есть всего одно кафе. Знаменитой рюмочной сейчас уже нет, а вот алкогольный зов многих скопинцев не отпускает – граждане, упорно следующие ему, встречаются на улицах частенько и распивают горькую прямо на морозе.

«А вот дай-ка я с Шуриком и Мишкой снимусь, – завидев меня с фотоаппаратом, улыбается редкозубым ртом краснощекая женщина, которая сидит в мужской компании на крыльце у полуразвалившегося деревянного дома. – Фотографии потом сюда приносите». По веселой троице легко понять, что на «вечный зов» они откликаются регулярно. Конечно, массу поклонников Бахуса можно встретить в любом районном городе, но у скопинцев в какой-то мере есть оправдание – пролетарские корни большинства населения, о которых мало кто из приезжих знает.

Трудно поверить, но когда-то этот городок Рязанской области был шахтерским. Уголь добывали безостановочно. Один из фактов шахтерской биографии скопинцы подчеркивают особо. Во время Первой мировой Скопин снабжал углем всю Россию. Сегодня на память о шахтерском прошлом остались только огромные терриконы (насыпи из пустых пород, извлеченных при добыче угля), на которых местные энтузиасты пытаются вырастить хоть хиленькие деревца┘

Каждому по медведю. Керамическому

Шахты остались в прошлом. А вот традиционный промысел, которым Скопин знаменит не только в России, но и во всем мире, живет и процветает – это особенная скопинская керамика.

«Традиционные цвета скопинской керамики – желтый и зеленый. Голубые оттенки появились позже, – рассказывает заведующая музеем гончарства Ирина Засимова. – Наши мастера сохраняют традиции, и их изделия, как правило, узнают даже неспециалисты».

В последнее время Скопин стал прямо-таки Меккой гончаров. Фестиваль гончарного искусства становится традиционным, и в городок съезжаются виртуозы гончарного круга из разных городов и стран. Гости фестиваля производят так много красивого и необычного, что как-то сама собой родилась идея создания музея гончарства. Сейчас в музее масса изделий гончаров разных народностей. Даже жена тунисского посла не смогла остаться равнодушной. Она еще до появления музея презентовала для экспозиции две мозаики, сделанные своими руками. Да, африканская манера сильно отличается от скопинской┘ Или нам просто не понять, что символизируют тунисские панно.

В Скопине гончаров хватает. Многие сохранили традиции, которые передавались из поколения в поколение. Главные персонажи скопинской керамики – медведи, орлы, рыбы, ну и, конечно, скопа┘

Скопинские гордости

 


Скопинский Арбат приводит туристов к традиционному Ильичу на центральной площади.

Городские улицы сохранили домики, типичные для уездной архитектуры, – первый этаж каменный, второй – деревянный.

В роскошном, но потрепанном временем здании постройки позапрошлого века сейчас учатся скопинские детишки.

На смену острожку с сотней стрельцов явился вождь мирового пролетариата.
Фото автора

Раньше в Скопине работали не только знаменитые гончары, но и строители. До советской власти в городе было 13 храмов и его даже называли Малым Суздалем. Правда, все это великолепие было разрушено в 30-е годы. Теперь, как и везде, восстанавливают┘ Пока смогли возродить четыре храма.

Хотя в городе много старинных красивых зданий, в целом Скопин яркого впечатления не производит. Архитектурные шедевры теряются в общей массе обычных, довольно серых домов. Но отдельные строения все-таки невозможно не заметить. Огромное желтое здание постройки явно позапрошлого века особенно притягивает взгляд. На вопрос, что здесь было раньше, кучка бабушек устроила консилиум.

«Может, это гимназия была, а может, лицей», – рассуждали бабули, бросив интереснейшую тему некой Любки и трех ее мужей. «Вы к нашему дворцу культуры сходите», – наперебой начали советовать товарки, признав во мне приезжего человека. Чувствовалось, что ДК здесь гордятся, и, кстати, не без оснований. Такой дворец – огромное здание, с колоннами, с просторным холлом – в районном городке редкость.

Есть и еще один предмет скопинской «особости». В городке имеется собственный театр! Припомните, часто ли вам доводилось слышать о театре из райцентра, который завоевывал призовые места на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях? А вот Скопинский молодежный театр «Предел», к примеру, ценят во Франции, и на недавнем фестивале «Золотой витязь» он произвел фурор┘ «Предел», по мнению местных театралов, не уступит и столичным труппам. Впрочем, по большому счету в Скопине философски относятся к сравнению со столицей.

«Когда-то Скопин был частью Московской области, – рассказывает смотритель скопинского музея Клавдия Ассовская. – Еще во время войны письма-треугольники направляли именно по такому адресу: Московская область, город Скопин┘ Потом все переиначили, с теперь мы относимся к Рязанскому региону».

Хотя, может, и зря┘ Люди здесь всегда были со столичным размахом. Мало кто знает, что первая в России финансовая пирамида появилась в Скопине в 1863 году. Местного Мавроди звали Иван Рыков. Он создал прогремевший на всю Россию «Скопинский городской общественный банк». Начинал Иван Гаврилович с 40 тыс. руб., потом ворочал миллионами, а потом не раз был персонажем чеховских повестей – молодой Антон Павлович делал репортажи из Скопина по громкому делу скопинского банка. Думается, опыт Рыкова послужил своего рода учебным курсом для многих. Правда, сам Рыков закончил жизнь не так мирно, как его современные последователи. Дело по скопинской пирамиде два года велось в Москве. Банкира сослали в Сибирь, где, как рассказывают, его убили. Вкладчики.

Но в городке своего знаменитого земляка все равно вспоминают не без пиетета. Вот, мол, какие мы, скопинцы┘

Рязань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1055
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2862
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1992
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1584

Другие новости