Тыневиль – один из самых известных людей на Чукотке. Каждый школьник знает, что именно он в начале XX века создал оригинальную письменность – графемы, с помощью которых общался со своими сородичами. Рассказ о Тыневиле и его творческом подвиге представлен во всех исторических книгах о Чукотке. Этот самородок, не знавший грамоты, еще в 1924 году начал создавать своеобразные рисунки, с помощью которых он надеялся общаться со своими сородичами. Созданная Тыневилем письменность, по оценкам ученых-лингвистов, близка по своему типу «к древнейшим формам картинного или символического письма».
Биографических данных о Тыневиле сохранилось очень мало. Известно, что он родился в довольно зажиточной семье, но отец был разорен богатым оленеводом – его стадо было поглощено стадом более богатого и влиятельного соседа. Потому Тыневиль с юности познал нужду, батрачество, плохое отношение к нему окружающих как к человеку «никудышному», «недостойному». Работая батраком у оленевода Вау, он, как бы теперь выразились, охмурил его дочь и женился на ней. С этого времени Тыневиль скитался по Чукотке.
Первым, кто узнал, что некий чукча создал своеобразное письмо, был ученый Владимир Тан-Богораз. В 1934 году он встретился с Тыневилем и позже написал о нем статью. Таким образом имя чукотского самородка и его созидательная работа стали известны всему миру.
Что же представляет из себя письменность Тыневиля? Это набор знаков-графем. Иногда одна графема обозначала целое слово, в свою очередь, это слово могло обозначать какой-то период в хозяйственной деятельности чукчей, иногда рисунок изображал рыбу или предметы обихода – кружку, банку. Иногда рисунок соотносился с каким-то именем. Большинство графем настолько сложны, что значение их до сих пор не расшифровано. Создал чукотский самородок и своеобразное письмо численных знаков. В основу была положена двадцатка – число пальцев у человека на руках и ногах. По-чукотски она так и называлась «пальчить».
Тыневиль создавал «древо жизни» чукотских родов. На ветвях изображенного дерева размещались птицы, олицетворяющие глав родов. Еще изобретатель усовершенствовал самобытный лунный календарь оленеводов и даже начертил схему устройства Солнечной системы и затмений Луны.
Умер Тыневиль в 1944 году, прожив чуть более 50 лет. В 1945 году ученый Игорь Лавров встречался с Раглине – женой Тыневиля. Старуха рассказала о жизни мужа и показала место, где был зарыт ящик, в котором находились записи Тыневиля. Чукотский самородок делал эти записи не только на листах чистой бумаги, но и на клочках газеты, на полях и между строк книг, даже на конфетных фантиках – в ту пору был огромный бумажный дефицит.
Раглине рассказала, что Тыневиль писал всю жизнь, свои знания письма передал детям и некоторым знакомым чукчам. Он утверждал, что его письмо очень легко запомнить и тогда северянам можно будет так же легко общаться между собой. Но чукчи не доверяли ему и не желали обучаться его грамоте.
Советская власть же проблему обучения грамоте чукчей решила просто – в 30-х годах со всей Чукотки были насильно собраны дети и размещены в интернатах в крупных поселках. Уже под конец жизни и сам Тыневиль стал посещать ликбез. Он считал, что его письменность и официальная, созданная учеными-лингвистами, письменная система могут существовать вместе. Учительнице ликбеза он говорил, что тот, кто изучит его письменность, «обогатится чукотским разумом».
Сотни статей написаны о чукче Тыневиле, но записи его до сих пор не изданы. По данным сотрудника музейного центра «Наследие Чукотки» Игоря Риги, в музеях округа практически не представлены подлинники записей Тыневиля, поскольку они были вывезены в Ленинград в 1945 году. Даже посетители самого крупного на Чукотке окружного музея могут познакомиться только с копиями записей талантливого умельца, которые также представлены в незначительном количестве.
Анадырь