Из дюжины поручений, взятых под контроль президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым в 2002 году, на начало нынешнего года не выполнено только одно – у русских в республике по-прежнему нет «Русского дома». Шесть лет назад во время встречи с активистами Общества славянской культуры и его председателем, доктором социологических наук, Александром Салагаевым президент распорядился найти здание под центр русской культуры в Татарстане. И даже взял решение этой проблемы под свой контроль. Тем не менее русские в Татарстане до сих пор не имеют здания, аналогичного шикарному «Татарскому дому», который расположен в центре Казани.
Поскольку сроки поиска здания для «Русского дома» не были жестко оговорены, как это бывает, когда Минтимер Шаймиев хочет, чтобы его поручение было выполнено к определенному дню, то президентское поручение изначально смахивало на долгострой. Обещаний, правда, было много, поиск подходящего помещения даже поручали самим славянам, которые искали, находили и предлагали здания под «Русский дом». Однако, как заметил заведующий отделом этнической политики управления по вопросам внутренней политики президента Татарстана Вячеслав Никифоров, «есть сложности: нет денег». В последний раз под центр русской культуры слухи предоставили некое здание на окраине Казани в поселке Дербышки, но пока даже эта информация не подтвердилась.
В августе прошлого года Минтимер Шаймиев в очередной раз встретился с активом Общества славянской культуры. Не встретиться с русской общиной президент просто не мог, поскольку на 2007 год у татар были запланированы четыре грандиозных финансово емких мероприятия: Международная научная конференция по проблеме сохранения и возрождения татарского народа, Съезд культурной автономии татар России, очередной съезд Всемирного конгресса татар и Съезд народов Татарстана (на нем также говорили о проблемах татарских диаспор в России, в дальнем и ближнем зарубежье).
В конце лета 2007 года два из запланированных мероприятий уже состоялись и русские зароптали: на «Русский дом» денег нет, зато в республике пышно проходят съезды, конгрессы и конференции, на которые съезжаются делегаты не только из России, а со всего света и за счет организаторов живут в дорогих гостиницах, пьют, едят и проводят встречи.
По подсчетам общественников, мероприятия обошлись в такую солидную сумму, что руководитель общественно-политического движения «Против преступности и беззакония» Дмитрий Бердников направил заявления в прокуратуры Татарстана, Казани, Вахитовского района столицы, в МВД и УБЭП МВД Татарстана, требуя проверить факт нецелевого использования бюджетных средств на проведение съезда Всемирного конгресса татар.
Ответили Дмитрию Бердникову только прокурорские работники. Причем прокуратура Казани переправила его заявление в Счетную палату Татарстана, от которой до сих пор ни ответа ни привета. Из республиканской прокуратуры пришел ответ с просьбой уточнить сумму, израсходованную на проведение съезда, а уж затем, дескать, эту сумму в ведомстве и будут проверять. Так что с какой стороны подойти к этому делу – общественники теперь даже не знают.
Ситуация с «Русским домом» по большому счету отражена в Конституции Татарстана от 30 ноября 1992 года. Основной закон разделил, согласно его преамбуле, население республики на «многонациональный народ Республики Татарстан и татарский народ». И сегодня линия разделения видна невооруженным глазом: у татар есть «Татарский дом», как называют теперь особняк в историческом центре Казани, где до недавнего времени размещался Всетатарский общественный центр, есть огромное здание Всемирного конгресса татар с выходом на центральную городскую площадь Свободы. Многонациональному народу Татарстана отреставрировали солидное здание в центре Казани, так называемый «Дом дружбы народов».
Но, как говорит Вячеслав Никифоров, среди всех других народов «русским тоже хочется прикоснуться к чистым истокам своей культуры». Ведь как ни крути, славян в республике столько же, сколько и татар, а их вклады в казну равноценны. Так что русские и по численности, и по вкладу в бюджет имеют право на собственное хозяйство – «Русский дом», причем не на городских окраинах, а, например, рядом с «Татарским домом» на улице Жуковского. Или рядом со зданием Всемирного конгресса татар на улице Карла Маркса. Вот тогда очень толерантненько все получится...
Главное, как советует Вячеслав Никифоров, «засучив рукава биться за этот дом». Правда, засучил ли он за пять лет рукава сам, чтобы выполнить поручение Минтимера Шаймиева, – непонятно. Александр Салагаев, очевидно, тоже не спешит на битву за «Русский дом», ведь он еще руководит Центром аналитических исследований и разработок, среди постоянных заказчиков которого числится администрация президента Татарстана. Так что сейчас у русских вся надежда на мэра Казани Ильсура Метшина, который, по данным «НГ», занимается отбором конкретных адресов для «Русского дома».