Среди непростых задач, которые сейчас решает партия власти в предвыборной президентской гонке, – завоевание так называемого военного электората. В ходе голосования на выборах депутатов Госдумы РФ в декабре 2007 года эта часть населения – военнослужащие и члены их семей, сотрудники других силовых структур, офицеры запаса и в отставке, ветераны Великой Отечественной войны и работники ОПК (всего до 20 млн. жителей РФ) – была самой активной. По сути, это единственная социальная группа в России, которая на безальтернативной основе проголосовала за «Единую Россию». Теперь перед партией власти стоит новая задача – обеспечить подобное единодушие при голосовании на президентских выборах.
По лекалам партии власти
Заметим, что выдвигаемый партией власти кандидат в президенты Дмитрий Медведев – сугубо гражданский человек. Его прежний конкурент на звание преемника Сергей Иванов долгое время возглавлял оборонное ведомство страны и все его действия, какие-то достижения автоматически поднимали или поддерживали его авторитет в войсках. Дмитрий Медведев, брошенный Владимиром Путиным на социальные проекты страны, долгое время к военным делам имел весьма опосредованное отношение. И лишь после 17 декабря 2007 года, когда президент на съезде «Единой России» поддержал кандидатуру Медведева, картина изменилась – Дмитрию Анатольевичу срочно пришлось начать работу с силовиками. И надо сказать, что в этом направлении преемник стартовал активно и без промедлений.
Медведев и его команда разработали стратегию и тактику своих взаимоотношений с армией и флотом. Цельной военной программы преемник самолично не выдвигает, но ее тезисы, касающиеся военной сферы, отражены в программе действий, принятой на съезде партии власти 1 октября 2007 года. Эта программа уже тиражируется в СМИ и в разделе «2.5. Укрепление обороноспособности и обеспечение безопасности страны» в общих чертах определена генеральная линия «Единой России», а значит, и Медведева как предполагаемого президента страны.
В этом документе сказано: «Мы предлагаем мировому сообществу ясную и понятную повестку дня. Это защита прав и свобод человека, противодействие международному терроризму, распространению оружия массового поражения, совместное решение глобальных проблем экологии». Для Медведева, юриста по образованию, такие тезисы вполне подходят, и они понятны избирателям. «Единая Россия» приступила к созданию единого свода законов в области военного строительства, который предусматривает возможность гражданского и парламентского контроля за реформированием армии и флота. В ближайшие годы будет осуществлено комплексное обновление законодательства в области безопасности, защиты граждан от природных и техногенных катастроф» – так на плакатах тиражируются агитационные материалы Медведева.
Обещать – не жениться
При случае Дмитрий Медведев пытается развить идею своей духовной близости с армией. Например, комментируя шумиху по поводу ввода на Парад Победы-2008 9 мая военной техники, первый вице-премьер на днях заявил, что шествие по Красной площади настраивает армию на позитивный лад и имеет символическое значение. Однако, продолжил Медведев, сегодня «важны не столько символы, сколько реальные инвестиции в оборону и обеспечение национальной безопасности». «Что касается милитаризации, – считает он, – мы разумные люди и понимаем, что накачивание мускулов вряд ли кого-то убедит, если за этим не будут стоять реальные решения. Только в этом случае наши символы будут восприниматься нашими партнерами и, что скрывать, нашими конкурентами». Оборонно-теоретическая тема в стратегии преемника комментариями «по поводу» не исчерпывается. Конек спичрайтеров Медведева – социальная защита, и сейчас они разворачивают эту тему применительно к военному электорату. Накануне Нового года, 28 декабря 2007 года, Медведев провел в Министерстве обороны совещание, на котором кроме руководства военного ведомства присутствовали все командующие военными округами и флотами. Команда преемника, выбирая тему общения с руководством ВС РФ, велосипед не изобретала. Медведев сосредоточил внимание генералитета на том, что сейчас больше всего волнует кадровых военнослужащих, – на жилищной проблеме. Вопросы обеспечения военнослужащих жильем были рассмотрены в тесной увязке с реализацией курируемого Медведевым приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Затем, в январе, Медведев активно начал посещать военные гарнизоны на Балтике и Северном флоте, и к его жилищной предвыборной теме прибавились вопросы реформы военного образования и медицинского обеспечения. Но что здесь сказать нового, чем привлечь служивых?
Скажем прямо, кое-чем Медведев военнослужащих зацепил. Проводя в Воронеже с руководством МО РФ третье по счету совещание, он кроме дежурных пунктов жилищной программы, ранее не раз озвученных Сергеем Ивановым, впервые пообещал военным значительно поднять до уровня рыночных компенсации за поднаем жилья. Если учесть, что каждый третий офицер и прапорщик в армии и на флоте – бездомный, понятно, что такие обещания военным по душе. Но тем не менее обещать – не жениться. Обещания людям в погонах дают регулярно, но лучше их жизнь от этого не стала. Денег в оборонном бюджете страны 2008–2010 годов на эти цели пока не предусмотрено...
Еще один шаг Медведева в попытке завоевания симпатий военного электората – озвученная губернаторами в Воронеже идея о предоставлении военнослужащим в собственность земельных участков незадолго до окончания срока службы. «Это интересная идея, она имеет давние исторические корни», – заявил тогда Дмитрий Медведев и подчеркнул, что «здесь все очень зависит и от позиции самих регионов», так как земля, которая должна выделяться, принадлежит конкретным субъектам Федерации. Таким образом, первый вице-премьер идею поддержал, но при этом снял с себя ответственность за ее реализацию. И эта позиция Дмитрия Анатольевича выглядела как чисто пиаровский ход.
Генералы знают, как голосовать солдатам
Впрочем, Дмитрий Медведев, общаясь на «околовоенные» темы, старается обещать служивым не слишком много. Но для военнослужащих даже само внимание к их проблемам, как говорится, уже приятно. Скажем, преемник заявил о том, что с учетом нацпроекта «Образование» планирует оказать материальную поддержку лучшим преподавателям и курсантам военных вузов. Конечно, военно-учебные кадры этим заинтересуются и, может быть, даже не спросят, почему в этот проект, существующий уже два года, военные вузы не были включены. К тому же только эксперты знают, что денег на эти цели в бюджете страны пока не предусмотрено.
Медведев обещает военно-медицинскому персоналу поднять зарплату до уровня, получаемого участниками нацпроекта по медицине. И опять у избирателей будут, конечно, положительные эмоции. И не у многих возникнут вопросы: а почему это не сделано было раньше? Почему сейчас в госпиталях вместо медсестер и нянь за больными ухаживают солдаты срочной службы? Опять-таки мало кто поинтересуется, откуда кандидат в президенты Медведев найдет денег на реализацию своих обещаний.
Таким образом, неопределенностей в агитационных лозунгах и обещаниях главного претендента на президентский пост много. Но руководство МО РФ этого не замечает. Взяв под козырек, командиры в войсках озабочены мероприятиями «по организационно-техническому обеспечению избирательного процесса». Как сообщает официальный сайт Минобороны, сейчас в войсках проходят инструкторско-методические занятия с руководителями рабочих групп по подготовке и проведению президентских выборов. В подчиненных воинских частях и учреждениях проводится информационно-разъяснительная работа. Повсеместно развернуты «уголки избирателей», оформлена наглядная агитация и т.п.
Сегодня работа развернута так же, как и на парламентских выборах. Несмотря на то что агитация за кандидатов на территории частей запрещена, военные СМИ почти дословно публикуют все, что сказал Медведев на встречах с руководством МО РФ. Подшивки газет с заявлениями преемника и щиты, где развешивают эти издания, есть в каждом подразделении.
Независимые наблюдатели по-прежнему опасаются, что, как и на парламентских выборах, значительная часть военных проголосуют по открепительным удостоверениям. А многие, не менее 100 тыс. человек, вообще придут на избирательные участки, не имея даже этих документов. В отличие от прошлых избирательных кампаний, по новому закону о выборах президента страны, контрактники, несмотря на то что зарегистрированы в другом месте, имеют право, написав за три дня до выборов заявление в избирательную комиссию, голосовать по месту службы.