Кабардинцы бережно хранят традиции предков как в быту, так и в культуре.
Фото автора
В жизни кабардинцев, которые вместе с адыгейцами и черкесами составляют этническую общность адыгов, важную роль играет устоявшийся веками свод норм и правил поведения – «адыгэ-хабзэ». Во многих случаях он считался важнее мусульманских обычаев и шариата.
Власть старшего равна власти бога
Почитание старейших – одно из главных правил свода этических норм поведения кабардинцев. И не случайно здесь с давних пор сохранилась поговорка: «Власть старшего равна власти бога». Старики – самые уважаемые люди среди родственников и селян. Их почитают как хранителей рода, с ними советуются, выполняют их пожелания. Старшим всегда оказывают подчеркнутые знаки внимания, им никогда не возражают. В обществе старейших младшие никогда не заговаривают первыми, не перебивают их и тем более никогда не станут курить при них. Сколько раз приходилось наблюдать, как кабардинец вставал даже при родном брате, который был ненамного старше, и не садился до тех пор, пока тот не займет хорошее место. В одном из селений почти столетний дедушка был недоволен тем, что соседский сын поздоровался с ним, не слезая с коня. «Да он должен был уже, въехав на улицу, слезть с коня и взять его под уздцы», – говорил возмущенный старик.
Сегодня, как и до советской власти, старожилы снова занимают особое место в Кабардино-Балкарии. В каждом селении есть советы старейшин, которые составляют ядро местного самоуправления. Благодаря им, говорит директор Института гуманитарных исследований, этнолог Барасби Бгажноков, в последнее время древние обычаи стали возрождаться.
Гость адыга в крепости сидит
Равным по силе почитания старейшин для адыгов является почитание гостя. Гостеприимство у кабардинцев является добродетелью, ведь считается, что гость – посланник Бога. Народная мудрость гласит: «Гость адыга в крепости сидит», и святая заповедь кабардинца – в любое время принять гостя, накормить и устроить его лучшим образом. А если понадобится, то обеспечить ему защиту, даже если тот и преступник. Семья, которая не способна исполнить долг гостеприимства, подвергается осуждению со стороны односельчан. Бытует поверье: «В дом, куда не приходит гость, не приходит и изобилие». Как отмечают исследователи, украшение кунацкой (самая лучшая комната, которую отводят гостю) оружием, коврами, богатой посудой подчеркивает: все в доме принадлежит гостю.
Самые лучшие съестные припасы в доме держат для гостей, и на стол их подают столько, чтобы чувствовался избыток. Но правила этикета требуют от гостя также соблюдать умеренность во всем – как в еде, так и в поведении за столом. Если, например, хозяин дома в ущерб семье собирается потратиться или зарезать последнего барана, гость должен настоять не делать этого и ограничиться скромным угощением. Хозяйка же должна не только готовить и подавать на стол еду, но и обстирывать гостя и, если понадобится, даже починить ему одежду.
Гостя, как правило, щедро одаривают, а если ему в доме понравилась какая-то вещь, то ее тут же незамедлительно подарят. В свое время, не зная об этом, выразив восхищение одной из картин, висевших на стене, я тут же получила ее в подарок. И сегодня, глядя на эту картину, думаю, как все-таки важно знать законы народа, к которому ты едешь в гости.
Кабардинскую жену творит муж
Женитьба – серьезный шаг в жизни каждого человека. У кабардинцев считается, что свадьба должна быть один раз в жизни. «В народе говорят: «Жену творит муж, мужа творит жена», – рассказывает Барасби Бгажноков. – Семейные дела у кабардинцев не принято обсуждать вне дома, потому что считается, что это ослабляет прочность отношений». И хотя большинство кабардинцев придерживается этого убеждения, по словам Бгажнокова, разводы в республике все же учащаются.
Свадьба, как и прием гостя, – дело всей родни. До сих пор во многих кабардинских семьях принято платить калым за невесту. В сборе этого калыма принимают участие все родственники. В приданое обязательно должны входить мебель, постельные принадлежности, посуда, различные вещи, предназначенные для родственников жениха, в виде подарков. Бедное приданое считается позором не только для невесты, но и для всех ее близких.
Свидетельством признания невестки в качестве полноправного члена семьи был акт передачи ей права разводить огонь в очаге и готовить пищу – обряд под названием «первое разжигание огня в доме новобрачных». На этом семейном торжестве свекровь разводила для невестки огонь и, обращаясь к ней, говорила: «Чтобы очаг твой никогда не разрушился, чтобы огонь твой никогда не потух, чтобы не было недостатка в готовящихся на этом огне хлебе и пище, дай бог тебе жить, моя милая». Как рассказывает Барасби Бгажноков, свекровь и другие члены семьи обращались к невестке подчеркнуто вежливо, используя ласкательные выражения. Недопустимым считалось бранить и бить невестку, злословить в ее адрес. Свекровь рассчитывала на благодарность и ответную вежливость и доверялась в этом случае народному опыту, запечатленному в выражении: «Невестку обласкаешь, шелковой нитью расстелется».
Ружье на страже новорожденного
Рождение ребенка также очень важное событие для кабардинцев. В прежние времена сразу после появления на свет новорожденного родители вывешивали на крыше дома или высоко над воротами усадьбы белый флаг – знак радостного события. Каждый прохожий мог и даже обязан был войти в этот дом и сердечно поздравить семью. О рождении ребенка оповещали и выстрелами из ружья, которое заблаговременно вешали над кроватью роженицы. Считалось, что ружье и выстрелы из него оберегают роженицу и новорожденного от нечистых сил.
Отцу первенца полагалось зарезать барана и устроить для родственников и друзей пир. Вслед за этим устраивали общесельский праздник под названием «подвязывание копченого сыра». Сыр и всевозможные призы (платки, уздечки, вышитые сумочки и т.д.) подвешивали к установленной на большой высоте деревянной перекладине. Юноши и подростки, соревнуясь друг с другом, пытались взобраться на эту высоту по смоченной маслом веревке, подтягиваясь на руках. Победителем считался тот, кто, добравшись до самой перекладины, откусит, не протягивая рук, кусочек подвешенного сыра. Это давало право сорвать подготовленные призы и спуститься на землю под восторженные крики публики.
Одним из атрибутов этого праздника было традиционное качание на специально установленных по этому случаю качелях, которое было любимым занятием девушек и парней. Обычно при этом пары устраивали соревнование, в котором выигрывали те, кто раскачивался выше других.
Небольшой праздник устраивали и в честь первого бритья головы ребенка. В качестве «парикмахера» приглашали доброго, спокойного, удачливого и всеми уважаемого мужчину с хорошими и пышными волосами. Считалось, что такие качества человека передадутся мальчикам, которых он подстрижет. Мужчина, оказавший семье подобную услугу, становился фактически родственником, как бы названным отцом ребенка, и в знак такого признания ему вручали в дар «рубашку первого бритья головы».
Ростов-на-Дону