До сих пор Муртаза Рахимов уверенно шагал по коридорам власти.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На минувшей неделе в ряде СМИ появилась информация об уходе со своих постов в отставку президентов Башкирии и Татарстана Муртазы Рахимова и Минтимера Шаймиева сразу же после выборов главы России. Конечно, подобные слухи появляются регулярно, но сейчас, похоже, они имеют под собой как никогда серьезные основания. Впрочем, о своем будущем стоит задуматься не только патриархам отечественной региональной политики, но и тем губернаторам, которые были назначены совсем недавно.
Долг платежом красен
На днях были определены руководители региональных штабов кандидата в президенты Дмитрия Медведева. Примечателен такой факт: только два губернатора (питерская градоначальница Валентина Матвиенко и руководитель Тувы Шолбан Кара-оол) возглавили предвыборные штабы первого вице-премьера.
Во всех остальных регионах страны ответственную миссию обеспечить преемнику нужные результаты выборов поручили фигурам второго плана – вице-губернаторам (Нижегородская, Калининградская, Воронежская области и т.д.), а кое-где даже спикерам местных парламентов (Чечня, Липецкая область). Между тем, как известно, подобные кадровые решения принимают вовсе не в регионах. Почему Дмитрий Медведев в столь важном для себя вопросе отказался от помощи глав регионов?
Возможно, конечно же, что все дело в тактике избирательной кампании – Дмитрий Медведев намерен построить ее вовсе не на основе активной работы штабов, а на поездках в регионы, встречах с различными социальными слоями электората и т.д. Но скорее всего дело все-таки не в этом (высокая штабная культура, как говорится, еще никому не мешала). Просто новый президент не желает быть чем-то обязанным губернаторскому корпусу после выборов. И тут логика действий будущего главы государства вполне понятна – трудно будет отказать в доверии руководителю региона, который возглавлял твой же предвыборный штаб и, получается, приложил руку к нужным результатам голосования.
Похоже, Дмитрий Медведев в должниках быть не собирается. Благо что на победу, как говорится, он обречен, да и с явкой вопросов, по сути, быть не может. Отечественная избирательная машина работает не хуже швейцарских часов, и даже если в каком-либо из регионов и будут показатели ниже установленных, общая цифра, как показывает опыт, будет «правильной».
Все это, естественно, не может не вызывать беспокойство региональных элит. Видимо, именно на фоне этих тревог и появились слухи о возможных отставках после 2 марта ряда региональных лидеров, в том числе и таких тяжеловесов, как Шаймиев и Рахимов.
Обещать – не жениться
Заметим, что если в 2006 году президент Владимир Путин назначил (или переназначил) только девять глав регионов, то в году минувшем эту процедуру прошли сразу две дюжины губернаторов. Причем каждый второй из них подал прошение «о доверии или недоверии» досрочно. Словно спеша сделать это «при Путине». Вполне разумные действия, если учесть, что при Дмитрии Медведеве из администрации могут уйти люди, с которыми главы регионов вели переговоры о переназначении. Новые люди по чужим счетам, естественно, платить не будут.
Правда, и прежние-то чиновники свои обязательства не слишком блюли. Напомним, что отставленные в 2007 году, к примеру, губернаторы Амурской и Самарской области Леонид Коротков и Константин Титов ранее были у президента, как говорится, в «доверии». То есть доверие президента – это сегодня уже не карт-бланш, а простая формальность. А когда главное кресло в Кремле займет новый президент, нужно будет говорить уже о формальности в квадрате.
Напомним, кстати, что 30 сентября прошлого года на III Всероссийском медиафоруме, организованном «Единой Россией», первого вице-премьера спросили: надо ли губернаторам ставить вопрос о доверии перед новым президентом? В первой части ответа Дмитрий Медведев выступил как юрист: «Юридически такой обязанности в законодательстве у нас не зафиксировано». А вот далее в одной из фраз явно чувствовалась логика рассуждений одного (тогда еще) из преемников: «Губернаторы сегодня связаны с федеральной исполнительной властью и в конечном счете с президентом «генетически».
Связаны ли «генетически» с Дмитрием Медведевым губернаторы ельцинского, к примеру, призыва – большой вопрос. И, похоже, именно эти главы регионов стоят первыми в списке «на выход».
Заметим, кстати, что если в 2005 и 2006 годах расстались со своими полномочиями только двое из старожилов губернаторского корпуса (президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков и глава Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов), то в минувшем году – сразу пятеро. В их числе оказались ярославский губернатор Анатолий Лисицын, новгородский губернатор Михаил Прусак, глава Бурятии Леонид Потапов, руководитель Тувы Шериг-оол Ооржак и уже упомянутый ранее Константин Титов.
Кто на новенького
Между тем губернаторов ельцинского призыва в стране хватает. Кроме Шаймиева и Рахимова по полтора (а то и более) десятка лет руководят своими регионами Егор Строев (Орловская область), Юрий Лужков (Москва), Леонид Полежаев (Омская область), Владимир Чуб (Ростовская область), Виктор Кресс (Томская область), Виктор Ишаев (Хабаровский край), Николай Волков (Еврейская автономная область), Эдуард Россель (Свердловская область) и Кирсан Илюмжинов (Калмыкия).
При этом, что примечательно, сразу же после выборов в Госдуму на Дону активизировались разговоры о скорой отставке Владимира Чуба. При этом, во-первых, ссылаются на тот факт, что губернатор лично возглавил список «Единой России» на выборах в областное Законодательное собрание (что для человека такого статуса, конечно же, несколько даже унизительно), во-вторых, сразу несколько донских вице-губернаторов согласились получить мандаты депутатов Госдумы (эксперты полагают, что Чуб трудоустраивает своих ближайших соратников).
Много дискуссий о сроках, на которые переназначен Юрий Лужков, велось в прошлом году, когда московский градоначальник в очередной раз заступил на пост мэра. Давно уже поговаривают, что засиделся на своем посту президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, который в последние месяцы успел поругаться с парламентом республики, вступить в конфликт с мэром Элисты и в очередной раз разогнать им же назначенное правительство.
Может быть, и старожилов, и даже некоторых последних назначенцев, не оправдавших себя, Кремль давно бы уже заменил, но, похоже, кадровая обойма у него не слишком большая. В итоге губернатором Амурской области в прошлом году стал Николай Колесов, который до этого в Казани руководил не слишком уж и большим заводом, Новгородскую область возглавил никому до этого не известный заместитель министра сельского хозяйства Сергей Митин, Бурятию – томский вице-губернатор Вячеслав Наговицын. А, к примеру, конкуренцию действующему главе Читинской области Равилю Гениатуллину на посту губернатора объединенного субъекта Федерации составляет скромный вице-губернатор Красноярского края Сергей Сокол.
Похоже, смену элит в регионах тормозят только два фактора – президентские выборы 2 марта и короткая скамейка запасных у федерального Центра. Но в любом случае уже весной, в крайнем случае летом этого года следует ожидать значительных кадровых подвижек в губернаторском корпусе.