Так в 80-е на расчищенном от тайги месте начал строиться поселок для рабочих сибирского промышленного гиганта.
Если сосновоборца спросить, как пройти на ту или иную улицу, то он может тебя и не понять. Путеводителем здесь служат прозвища знаковых для города домов: «Красная Шапочка», «Серый Волк», «Три Поросенка», «Китайская стена»┘ Почему не прижились типичные для эпохи развитого социализма названия улиц: Новоселов, Энтузиастов, Юности, Солнечная, Весенняя, – не могут ответить даже старожилы. Возможно, Сосновоборск просто стал для многих его жителей городом несбывшихся надежд. Романтизм, который еще был присущ последнему поколению строителей коммунизма, уже давно растаял без следа. И сегодня здесь главные надежды связаны уже со стройками «недоразвитого капитализма».
Тайга здесь уже не шумит
70–80-е годы прошлого столетия в крае называют «красноярским взлетом». «Громадье строек» гремело на всю страну. Строились КАТЭК и Саяно-Шушенская ГЭС, на карте региона появлялись новые города – Шарыпово, Лесосибирск. В этом же громком ряду стоит и Сосновоборск. Построить крупнейший в Советском Союзе завод автомобильных и тракторных прицепов и полуприцепов решили в Москве в 1970 году. Место выбрали в 45 километрах от Красноярска, фактически в тайге. Жители близлежащих деревень еще в 60-х годах собирали здесь грибы и ягоды и, говорят, даже встречали медведей. Сегодня здесь медведей встречают разве что на выборах┘
Покорителям природы было не до красот сосновых лесов. Решение Совмина СССР и Министерства автомобильной промышленности нужно было выполнять. Тайгу расчистили под площадку для завода, рядом же стали строить рабочий поселок. Стройку объявили комсомольско-молодежной. Энтузиасты приезжали со всей страны. И первый дом был сдан уже 14 марта 1973 года. Первые строители были людьми дальновидными. «Никаких времянок!» – стало их девизом. Возводились только пятиэтажные и девятиэтажные коробки. Благодаря этому обстоятельству Сосновоборск – сегодня один из немногих городов России, которому не знакома проблема ветхого жилья. И не случайно основателю города – первому директору завода автоприцепов, ныне покойному Юрию Матвееву – было присвоено звание почетного гражданина Сосновоборска, и его же именем была названа центральная площадь города.
Еще одна знаменитая фамилия в Сосновоборске – Воробьевы. Воробьев-старший – Юрий Леонидович – известен как ближайший соратник Сергея Шойгу, создававший вместе с ним Министерство по чрезвычайным ситуациям. Он один из шести эмчээсовцев, удостоенных звания Героя России, сегодня сенатор от Вологодчины. На закате своей сосновоборской карьеры был первым секретарем горкома КПСС. Его сын Андрей взлетел еще выше – сейчас он возглавляет ЦИК партии «Единая Россия». На недавних выборах в Госдуму он был № 3 в красноярском списке партии власти. Земляки ждали Воробьева-младшего в гости, но так и не дождались┘
Строительство Свято-Введенского храма сейчас уже почти завершилось. Фото Александра Мешкова (газета «Рабочий», г. Сосновоборск) |
Свидетелями нового промышленного скачка, который в будущем обещают власти, должны стать юные сосновоборцы. |
═
Ни прицепов, ни «мерсов»
Своего расцвета Сосновоборск достиг к середине 80-х годов. 15 августа 1985 года он получил статус города. В конце 80-х годов тридцатитысячный Сосновоборск был самым молодым городом Красноярского края – средний возраст его жителей составлял 28 лет. Правда, в последние годы он это звание утратил, вступив в пору зрелости – нынче средний возраст горожан 36 лет, а количество пенсионеров составляет уже 15% от населения города. Вообще, в Сосновоборске долгое время сохранялись патриархальные нравы, многие его жители – родом из села, хорошо знают друг друга и до сих пор вместе справляют все праздники. Здесь и двери-то квартир до недавнего времени не запирали┘
Сказка закончилась в начале 90-х годов. Развалился Союз, и вдруг выяснилось, что продукция главного предприятия города – Сосновоборского завода автоприцепов – никому не нужна. По крайней мере в таком количестве. Завод был приватизирован коллективом. Все девять тысяч работников получили за свои ваучеры акции, но «народная приватизация» впрок не пошла. Завод быстро катился по наклонной. Типичная картина тех лет – рабочие завода, стоящие на обочине трассы Красноярск–Железногорск, продающие прицепы, которыми им тогда выплачивали зарплату. Краевые власти пытались реанимировать предприятие, но безуспешно. Самым экзотическим проектом выхода из кризиса стала идея, придуманная во времена губернаторства Александра Лебедя – в Сосновоборске задумали собирать автобусы Mercedes. Два из них даже вышли за ворота завода, хотя, как утверждают очевидцы, это была типичная потемкинская деревня. Завод так и не восстановили, и сегодня огромные корпуса бывшего гиганта советской индустрии арендуют частники – наши и китайские бизнесмены.
Многие жители Сосновоборска в поисках лучшей доли потянулись за заработками в столицу края – благо до нее рукой подать. «Немало людей считают Сосновоборск спальным районом, здесь они бывают только на выходных, а деньги зарабатывают в краевом центре. Но в нашем городе есть свои преимущества – аренда здесь дешевле, и очень многие предпочитают жить здесь, а работать в Красноярске», – говорит Дмитрий Шестериков, работающий сейчас в одной из красноярских фирм.
В панельных многоэтажках Сосновоборска многие жители города предпочитают проводить выходные. Работать выгоднее все же в Красноярске. |
Глава Сосновоборска Сергей Пономарев, впрочем, излучает оптимизм: «Через два-три года у нас будет не просто рост производства, а настоящий скачок. Когда в городе экономика заработает на полную мощность, тогда и люди начнут возвращаться, а не только считать Сосновоборск местом, где можно лишь переночевать». Главные надежды Пономарев связывает с проектом постройки фанерного комбината, который реализует в городе одна из российско-американских компаний. В него вложено 150 млн. долл. По своим масштабам, утверждает градоначальник, комбинат сравним только с североамериканскими аналогами и является самым крупным инвестиционным проектом в области деревообработки на территории Красноярского края.
Ирония судьбы – город, который когда-то должен был стать гордостью социалистической экономики, нынче спасают заморские капиталисты.
Красноярск