На днях исполнился год пребывания томского мэра Александра Макарова в СИЗО. Суд продлил срок заключения градоначальника под стражей до 6 марта 2008 года, и мэру ничего не остается, как изучать собственное уголовное дело, состоящее из 61 тома. Если в начале следствия Александру Макарову было предъявлено обвинение по двум статьям – «Злоупотребление должностными полномочиями» и «Соучастие в вымогательстве в целях получения имущества в особо крупном размере», то позднее к ним добавились новые обвинения: «Мошенничество», «Злоупотребление должностными полномочиями», «Вымогательство», «Приобретение и хранение наркотиков», «Незаконное участие в предпринимательской деятельности».
В ходе обысков в рабочем кабинете и в квартирах у Александра Макарова было изъято 50 млн. руб. Несмотря на то что арест был связан с вымогательством, на обнаруженных купюрах не было ожидаемых меток «взятка». Это дало основание опальному мэру заявить следующее: «Для человека, который проработал 16 лет первым руководителем, у которого жена, дети занимались бизнесом, 50 млн. рублей – это не такие уж большие деньги». Любопытно, что, по словам самого прокурора области Сергея Панова, «на его памяти за три года работы был лишь один случай, когда томич сам сообщил в прокуратуру о факте вымогательства. В остальных случаях такие дела раскрываются только путем следственных действий».
На суде 6 декабря, на котором решался вопрос о продлении пребывания его под стражей, Александр Макаров в отношении предъявленного ему обвинения употреблял такие выражения, как «недоказанность обвинения», «процессуальная нелепость», «расплывчатость, аморфность обвинения». Следователей, подготовивших обвинительное заключение, он назвал «фиглярами, раздающими направо и налево сомнительные интервью», которые не смогли «пристойно оформить обвинение». Кстати сказать, по поводу этих интервью, в которых представители следствия излагали суть предъявленных мэру обвинений, сам градоначальник, по его словам, обратился с иском в суд.
Между тем в ходе следствия всплыл эпизод с крупной взяткой, якобы полученной мэром через посредников от компании «Российские коммунальные системы» (РКС). Поскольку те, кто давал взятку, дали признательные показания, то они, как явствует из сообщений СМИ со ссылкой на прокуратуру и на РКС, освобождены от возможной уголовной ответственности.
Судя по всему, имелся в виду Сергей Лазарев, заместитель мэра, как раз курировавший коммуналку и энергетику. Против него было возбуждено отдельное уголовное дело – по факту незаконного вывода котельной на Водяной из объектов муниципальной собственности, что следствием квалифицируется как мошенничество. В ходе следствия с Сергея Лазарева была взята подписка о невыезде. Однако в сентябре выяснилось пикантное обстоятельство. Лазарев вопреки данной им подписке работает в Москве и прибыл на судебный процесс на самолете бизнес-классом. К трапу ему был подан автомобиль для VIP-персон, чтобы проехать 100 метров до здания аэропорта. В том же самолете, кстати, летели заместитель губернатора и председатель комитета областной Думы. Как человеку, обвиняющемуся в мошенничестве на сумму с семью нулями, удалось так ловко повернуть дело, пока остается тайной.
Томск