Христианину еще и сейчас не просто попасть на поминальный обед к татарам. На днях отмечали сороковой день смерти имама-хатыба Закабанной мечети Исхака хазрата Лотфуллина, с которым мы много лет сотрудничали. И я была приглашена его вдовой Галией на поминки.
У мусульман похоронно-поминальный обряд – это интимный, закрытый от постороннего глаза процесс. Даже муж не имеет права взглянуть на умершую жену, подойти к ней до тех пор, пока женщины не обмоют и не уберут покойную в саван. Обмывают усопшую опять же только женщины, но и они не должны видеть наготу покойницы, поэтому над умершей четыре женщины (иногда две) держат покрывало. А несут на кладбище и хоронят только мужчины. Вот так все строго.
Поминки на сороковой день у мусульман гораздо значимее, чем на третий, седьмой день, через полгода и год. Знаменитый исследователь культуры и быта казанских татар этнограф Карл Фукс сообщает, что поминовения и раздачи милостыни продолжаются шесть недель: «К богатым покойникам мулла несколько раз в день ходит на могилу и читает назначенные для этого суры из Алкорана». Сороковым днем и заканчиваются эти скорбные шесть недель. В былые времена, отмечая сороковой день, совершали жертвоприношения, забивали барана, курицу и добывали к столу рыбу. А татары-мишары забивали («пускали кровь») телку. Вот как этот обряд описан доктором исторических наук, профессором Казанского госуниверситета Уразмановой: «Перед началом поминального обеда несколько человек шли на кладбище и приглашали умершего словами: «Идем с нами, проводим твой праздник». За столом оставляли место, ставили тарелку, стакан, клали ложку, повернув ее черенком в обратную сторону. Завершив обед, «провожали покойника». Обряд назывался «проводы костей»: с «места покойника» брали еду, водку, собирали все кости со стола (их нельзя было ни ломать, ни грызть), пищу клали на столб забора, водку выливали под столб, кости закапывали, приговаривая: «Простите, не причиняйте вреда». Вернувшись в дом, сообщали: «Проводили его». Все присутствующие говорили: «Пусть земля будет легкой». Затем приступали к раздаче вещей покойного».
Сегодня все уже не так. Во всяком случае, «проводы костей» теперь редко где встретишь.
В столовой при Закабанной мечети, где проходил поминальный обед по Исхаку хазрату, к приходу самых близких родных, друзей и соратников покойного уже были накрыты столы. На них – большие блюда с салатами, закусками из копченой конины и конской же колбасы, большими кусками нарезанная отварная курица. Все мясное, разумеется, – халяль, когда животное забивают с молитвой, согласно шариату. На столе много фруктов и сладостей: сладкие пироги, конфеты, сдобное печенье. Каждый пришедший что-то несет для стола – фрукты, мед, варенье, конфеты. Традиция приносить пищу с собой – отзвук советских атеистических времен – это часть тех самых значительных изменений в поминальном обряде. Раньше пришедших помянуть покойного обносили традиционными блюдами: лапшой на мясном бульоне, отварным картофелем с куском жирной говядины и чаем со сладкими пирогами – только после того, как мулла прочтет намаз.
Молитву мулла завершает «посвящением», в котором наряду с Пророком и святыми упоминаются имя покойного, а также имена всех умерших родственников. Звуки намаза производят магическое действие на собравшихся: все затихают, опустив взор и положив руки на колени. Пришедшие помянуть покойного молятся и просят Аллаха, чтобы душа, которая на сороковой день покидает тело, попала в рай. Мулла читает молитву. И его скорбный и строгий голос уже невозможно слушать без слез. Но Коран запрещает мусульманину плакать по покойному, ибо считается, что тот в это время мучается. Однако у многих по щекам все равно текут слезы.
После молитвы принято раздавать садака. У этого слова много значений. Прежде всего – это подаяние, но в данном конкретном случае это, как сказали бы русские, «поминок». Женщинам раздали небольшие махровые полотенца. Мужчинам – то же самое, но размером побольше. Мне тоже дали вначале небольшое полотенце для рук, потом 10 рублей и еще 10 рублей дала сестра покойного. Садака раздают члены семьи покойного и близкие родственники – братья и сестры. Сестра Исхака хазрата сидела недалеко от меня, и я видела пачку десяти- и сторублевок, которые она быстро раздала, пуская деньги по женским рядам.
Затем, расстелив полотенца на колени, собравшиеся приступили к закускам и салатам, после которых подают жирные горячие блюда: картофельный суп с куском говядины, потом просто отварной картофель с той же говядиной и плов. Вторые блюда можно выбирать без принуждения. У татар принято, чтобы гости сами забирали с собой часть угощений в салфетку или в мешочек. При этом принято ничего не оставлять на столе. Отобедав, гости не расходятся – тот, кто желает, может сказать что-то хорошее о покойном, и только после этого поминки официально заканчиваются.
Казань