0
1519
Газета НГ-Регионы Интернет-версия

17.12.2007 00:00:00

Одна, но большая пробка

Тэги: саратов, транспорт, авто, дороги


саратов, транспорт, авто, дороги Утренний штурм общественного транспорта многих россиян заставляет задуматься о приобретении собственного автомобиля.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

С тех пор как граждане разделились на пеших и моторизованных, взаимопонимания в обществе явно не прибавилось. Первые то и дело норовят перебежать где попало; вторые, изозлившись в пробках, при случае завсегда превысят. Презрение саратовского пешехода к правилам дорожного движения выразилось в пофигистическом «Нам все равно, а ему машину мыть». Выражения автомобилистов в адрес пешеходов, видимо, еще не скоро обретут печатную форму.

На первый взгляд пешеходу в Саратове прожить легче. Ему практически не грозит быть пойманным гаишниками (правда, новое руководство автоинспекции пообещало делать соответствующие записи в дневники школьникам, игнорирующим светофоры), он не должен следить за ценами на бензин и опасаться угонщиков, к его услугам – трамваи, троллейбусы, маршрутки и такси. Но отчего-то все больше саратовцев предпочитают проблемы с ГАИ, бензином и угонщиками, казалось бы, очевидным удобствам общественного транспорта.

В минувшем году частный парк областного центра пополнился 23 тыс. авто. Для менее чем миллионного Саратова это много, и процесс ввиду дальнейшего развития рынка автокредитования, видимо, будет продолжаться. Чиновники во главе с губернатором Павлом Ипатовым уже забили тревогу. Глава региона даже выразил опасение в связи со скорым превращением Саратова в одну большую пробку. Видимо, кое-где уже не удается проехать даже с мигалками.

Для рядовых пользователей общественного транспорта все уже случилось. Путь, на который прежде уходило 15 минут, теперь занимает не меньше часа. По утрам и вечерам безлошадное население иногда часами простаивает в прямо-таки советских очередях в ожидании общественного транспорта, надежно застрявшего в неисчислимых пробках. На некоторых остановках граждане предпочитают образовывать толпу и штурмовать пробившийся к ним транспорт. В день первого снегопада в этом году в трамвае от сердечного приступа умер мужчина. Медики не исключили, что причиной трагедии стала возникшая давка. Мимо хмурых толп и очередей на остановках плотными рядами плетутся сверкающие, явно новоприобретенные иномарки, и в такие моменты наверняка не в одной голове возникает мысль о том, что уж лучше сидеть в пробке, чем стоять на морозе.

Останавливать частников без особого форс-мажора (снегопад, ночь или другая неприятность) в городе не принято. На обочинах, как правило, голосуют либо приезжие москвичи, либо проститутки. Частники – люди не слишком надежные: стоимость своих услуг они часто измеряют не расстоянием, а количеством возникших на их пути препятствий. Оказавшись в пробке, они могут начать спонтанно повышать цену (по рассказам «потерпевших», во время недавнего снегопада за проезд на расстояние, обычно оцениваемое в 150 руб., частники брали 800) или попросту высадить пассажиров.

Одной из главных причин осложнения транспортной ситуации в Саратове в городском транспортном управлении называют изначальную узость дорог. Узкие, нередко кривые дореволюционные улочки действительно пережили и войну, и социализм, и перестройку. Чтобы их расширить, потребуются не только огромные средства (городские чиновники даже не говорят, сколько именно), но и нечеловеческие нервы. Помимо улочек Саратов сохранил и множество памятников истории и архитектуры, у которых есть не только жильцы, но и общественные защитники. Поэтому всерьез о расширении улиц в центре Саратова никто пока не говорит, да и приличные средства на ремонт существующих дорог город получил в этом году впервые.

Решение проблемы транспортного «перенаселения» областного центра региональные и городские чиновники ищут в разных местах. В частности, руководитель городского транспортного управления Андрей Иващенко предлагает закупить для города спутниковую систему ГЛОНАСС (45 млн. руб.), которая бы заблаговременно извещала водителей о ситуации на пути следования. А новый транспортный министр области Сергей Шейкин в первом же интервью пригрозил «размножившимся» автовладельцам кнутом и пряником, высказавшись, с одной стороны, за повышение штрафов за стихийную парковку в центре города и активное использование эвакуаторов, а с другой – за внушение гражданам мысли о том, что автобусы и троллейбусы – это дешево, удобно и комфортно.

На сегодняшний день, пожалуй, не осталось в Саратове заметных должностных лиц, не объяснившихся в любви к общественному транспорту. Наибольшую нежность чиновников (и даже некоторых депутатов) вызывает электротранспорт – трамваи и троллейбусы. Свои чувства они объясняют заботой об экологии, но есть подозрение, что им просто нравится все, что привязано к рельсам и проводам. О медлительности, холоде зимой и духоте летом в этих видах транспорта чиновники знают, как правило, по рассказам очевидцев. Сами они предпочитают иномарки. Желательно с мигалками, чтобы в пробках не стоять.

Единственное, что еще объединяет чиновников и рядовых автовладельцев, – нелюбовь к «Газелям». Время от времени в среде безлошадных горожан начинают курсировать слухи о том, что дорогие (проезд – 10 руб., то есть на 3 руб. дороже, чем в муниципальном транспорте), раздолбанные, нередко провонявшие перегаром маршрутки вот-вот запретят. Слухи эти вызывают неизменный ужас у населения – слишком много направлений, на которых ни электротранспорта, ни больших автобусов просто нет. Андрей Иващенко заверил «НГ», что никаких репрессивных планов в отношении «Газелей» у городских властей нет ввиду их однозначной незаконности. Да и компенсировать единовременное исчезновение из города около 1050 маршруток было бы нечем. Власти рассчитывают на постепенное замещение «Газелей» иностранными аналогами советских «пазиков», что, по их мнению, должно сыграть определенную роль в разгрузке дорог областного центра.

Симпатичные желтые автобусы уже начали появляться на саратовских дорогах, однако с учетом их высокой стоимости (около 1 млн. руб., в то время как «Газель» можно приобрести за 200 тыс.) процесс замещения может растянуться надолго. Без особого воодушевления реагируют на новшество и водители «Газелей», советующие «сперва подождать, как они (новые автобусы) зиму переживут».

Саратов


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1293
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
825
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1562
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1514

Другие новости