50 лет назад в Черкесске, Майкопе и Нальчике были установлены три одинаковые стелы «Дружба народов».
Столица Карачаево-Черкесии Черкесск расположена на правом берегу Кубани. В 1790 году на этом месте русские войска под командованием генерала Ивана Германа разгромили хорошо вооруженную 40-тысячную армию турецкого главнокомандующего (сераскира) Батал-Паши. Отряду русских численностью в 4 тыс. человек удалось окончательно сорвать планы турецкого султана покорить кавказских горцев. Из казачьей станицы, которая была названа Баталпашинской, и вырос город Черкесск.
Город в «ежовых рукавицах»
Генералу Герману удалось не только выиграть сражение на Кавказе, но еще и захватить в плен самого Батал-Пашу и его штаб. Победители, на удивление всему миру, решили увековечить имя поверженного главнокомандующего в названии станицы. В 1934 году, когда надумали переименовать уже ставшую городом станицу, Баталпашинскую вначале назвали в честь председателя совнаркома РСФСР Даниила Сулимова. А когда через три года тот был расстрелян, город переименовали в Ежово-Черкесск, в честь тогдашнего наркома внутренних дел. И снова неудачно – в 1939 году, после ареста Ежова, у города осталась лишь вторая часть названия – Черкесск.
Но имя поверженного сераскира не ушло в забытье. По-прежнему Карачаево-Черкесский казачий отдел Кубанского войска называется Баталпашинским.
В день Покрова в знаменитом Покровском храме собирается цвет местного казачества. |
Рай для лоточников
В Черкесске проживает около 140 тыс. человек, из них более 40% русские, остальные – карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы и другие (всего 75 национальностей). Мужчин в столице КЧР на 5% больше, чем женщин, и, по неофициальным данным, каждый десятый из них занят торговлей.
100 с лишним лет назад в Черкесске имелась всего лишь дюжина лавок с «красными товарами» да пять бакалейных, а базар работал лишь по воскресным дням. В городе было чрезвычайно развито гончарное дело. Кувшины и горшки на базар привозились в таком количестве, что черкесы до сих пор, когда увидят на удивление большое количество каких-либо предметов, восклицают: «О боже, весь мир кувшины!».
Но теперь в Черкесске не увидишь гор керамических кувшинов или россыпей глиняных свистулек для детей. В магазинах и ларьках торгуют тем же товаром, что и по всей стране. Уже несколько лет одной из главных проблем Черкесска стали стихийные рынки. Незаконно построенных ларьков с городских улиц уже убрали полторы сотни, но очередные рейды, проведенные милиционерами, показывают, что изменений практически нет.
Особенно бойко идет торговля на центральном городском рынке – там всегда многолюдно, не протолкнуться. Вещевые ряды ничем не отличаются от ростовских, сочинских и краснодарских, где те же карачаевские женщины торгуют вязаными кофтами и платками. Цены везде практически одинаковы, огромную шаль, к примеру, можно купить всего за 200 руб.
Но мало где есть такие мясные павильоны, как в Черкесске. Здесь сало и смалец продаются по 30 руб. за кг, а свинина – по 120 руб. Не купишь в каком-либо ином месте и баранину за 140 руб. На рынке можно перекусить. Горячие хычины (огромный пирожок с мясом, картофелем, сыром, зеленью) стоят до 12 руб. По словам Любы Лайпановой, которая торгует на рынке хычинами, она с раннего утра уже стоит у плиты – нелегко, но зато в доме есть хоть какие-то деньги.
Памятник Кириллу и Мефодию в Черкесске – первый подобный монумент на Северном Кавказе. |
На костях «косого пристава»
Когда-то на площади перед республиканским Домом правительства стоял Никольский собор. Поблизости располагались здание казачьей администрации и дома богатых станичников. Здесь же стоял и особняк купца Рябченко, с балкона которого в 1918 году было провозглашено установление советской власти на территории республики. Собор уничтожили коммунисты, а из камня построили здание правительства, библиотеку и баню.
В 1924 году здесь, на центральной площади Черкесска, был поставлен и памятник Ленину. Как говорят местные краеведы, первый в стране. Это был 12-метровый деревянный ажурный обелиск с большой звездой, серпом и молотом и портретом вождя, а также с надписью «Ильичу». Со временем памятник заменили на гранитный. Здесь изредка проходят шумные акции протеста.
Но вряд ли кто из митингующих, среди которых немало общественных деятелей, знает, что, возможно, стоит он на могиле Зукку пристав («косого пристава») – так прозвали карачаевцы одного из уездных начальников Баталпашинского уезда Николая Петрусевича, жившего в республике более 100 лет назад. Чтобы не пользоваться услугами переводчика, Петрусевич выучил языки и обычаи горских народов. При нем были проложены широкие дороги, построены прочные мосты, школьные и правительственные здания. В 1880 году Петрусевич получил чин генерал-майора и был направлен начальником Закаспийского военного отдела в Средней Азии. Это было серьезной потерей для горцев. Но еще больше потрясло их известие о гибели генерал-майора при штурме крепости Геок-Тепе в 1881 году. Это была всеобщая скорбь «о самом справедливом начальнике». Горцы на свои средства перевезли прах своего любимца в Баталпашинск и похоронили его в ограде Никольского собора. После того как собор был до основания разрушен, затерялась и могила Зукку пристав, но его имя живо еще в памяти кавказцев.
На день рождения Сергея Есенина в городе ежегодно проводятся поэтические чтения. Фото автора |
Церковь-путешественница
Месяц назад в Черкесске был возведен православный храм во имя святого Сергия Радонежского. Он построен из уральской сосны без единого гвоздя. Сначала храм собрали на Урале, а затем разобрали и доставили в Черкесск. Это второй в городе храм, построенный из дерева. Первому – Покрова Пресвятой Богородицы – уже почти 250 лет. Построена церковь была в 1730 году на Дону казаками станицы Хоперской. Возвели ее из черного дуба, который заготавливали в лесу, а потом морили в Хопре.
В станице храм простоял без малого век – 99 лет, а когда казачья вольница стала заселять Кубань, Ставрополье, жители Хоперской взяли с собой и храм. Казаки перевезли его в Ставрополь, где церковь простояла с 1829 по 1831 год. Путешествие храма продолжилось после того, как казаков из Ставрополя перебросили в Баталпашинскую. Снова они разобрали здание по бревнышку и пешим ходом на своих плечах перенесли в нынешний Черкесск. Прошагав больше 100 километров, казаки установили храм рядом с Никольским собором.
Позже местные власти подыскали собору новое место, где он стоит и поныне. В церкви много старинных, намоленных икон. В день Покрова, когда собирается все казачество, здесь особенно торжественно. «Сколько каменных церквей было взорвано и сожжено при советской власти, а деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы уцелела, – говорит священнослужитель церкви отец Геннадий. – Колокола, отлитые из меди, как звучали, так и будут звучать в веках. Жаль, что число прихожан становится все меньше, русские продолжают уезжать из республики».
Черкесск