Машина с такими мощными динамиками больше похожа на корабль инопланетян.
Фото Евгения Галеева
Среди петербургских автомобилистов распространился вирус, который поражает слуховые рецепторы. Болезнь передается по воздуху – акустическим путем. В группу риска входят все любители музыки, которые имеют автомобиль и интересуются качественным и мощным звуком. Специалисты называют эту болезнь «вирусом автозвука».
Вирус проникает в организм
Увлечение автозвуком обычно начинается с покупки автомобиля. Зачастую в нем уже установлена штатная музыка или магнитола, которую вставил предыдущий владелец. Ее дополняют колонки – два круглых динамика спереди и два овальных «блина» в задней полке. Все это хозяйство способно воспроизводить звук на уровне недорогого домашнего музыкального центра. Для тех, кто слушает по радио новости и сводки о пробках на дорогах, этого оказывается достаточно.
Но любители музыки очень быстро разочаровываются в штатном наборе. Во-первых, включить погромче музыку не получается – слабенькие колонки, подключенные к маломощному усилителю магнитолы, сразу начинают надрывно хрипеть, превращая прослушивание в пытку для ушей. Во-вторых, низких частот, то есть басов, в такой системе всегда не хватает. Ведь маленькие динамики практически не воспроизводят звуки частотой ниже 100 Гц. В-третьих, общее качество звучания страдает из-за несбалансированности звука и наличия множества посторонних шумов.
В первую очередь чаще всего начинает раздражать отсутствие басов. Хочется, чтобы низкие частоты обволакивали салон, а этого не происходит, даже если полностью выкрутить регулятор баса. Тогда начинающий любитель автозвука покупает активный сабвуфер – большую колонку с одним динамиком, в которую уже встроен усилитель. Удовольствие стоит сравнительно недорого – от 3–4 тыс. руб. Сабвуфер кидается в багажник и подключается к штатной системе. Басов становится больше, и поначалу этого хватает. Но только в первое время. Через месяц-другой, а возможно, и раньше зараженный вирусом автозвука начинает замечать, что система звучит как-то не так. Басы-то есть, но они играют отдельно от всех остальных колонок. Чувствуется общая несогласованность системы, да и громкость все равно сильно повысить не удается.
В этот момент к «зараженному» приходит понимание, что штатные динамики надо менять на что-то более качественное. Поход в магазин заканчивается покупкой комплекта хороших колонок, которые стоят опять же от 3–4 тыс. руб. за пару. Специалисты рекомендуют брать компонентные колонки, в которых низкочастотные и высокочастотные динамики разделены друг от друга и подключены через кроссовер – небольшое устройство, разделяющее низкие и высокие частоты на два сигнала. Все это хозяйство устанавливается в штатные места и подключается. Эффект заметен сразу – система начинает звучать чище и мощнее.
Болезнь прогрессирует
Но что это за дребезг в машине? Включив музыку погромче, любитель автозвука замечает, что от колебаний колонок в машине все начинает дребезжать – от дверных ручек до гаечных ключей в багажнике. Если автомобилист решает махнуть на все это рукой, можно констатировать, что он неожиданно исцелился от болезни автозвуком. Но чаще всего чуда не происходит. И тогда болезнь переходит в тяжелую стадию, которая выражается в потребности модернизировать все, что подлежит модернизации.
Сперва надоедливое дребезжание. Его приходится устранять в специализированном автосервисе. В нем за 15–30 тыс. руб. над машиной производят противоестественные действия. Обшивка салона полностью демонтируется. Все поверхности прокладывают в несколько слоев специальными шумопоглощающими материалами. В зависимости от количества слоев и качества этих материалов формируется окончательная стоимость работ.
Затем все подвижные детали в дверях и под торпедо закрепляются или прокладываются демпферами. По желанию заказчика изоляции также подвергается отсек двигателя и багажник. Если работы выполнены качественно, даже в старой машине отечественного производства станет тихо, как в дорогой иномарке.
Колонки опять встают на свои места. Дребезжания нет, но теперь становится слышно, как на высокой громкости они бубнят и хрипят. Встроенный усилитель магнитолы не может «раскачать» новые динамики – не хватает мощности. В панике больной автозвуком бежит в магазин и покупает четерехканальный усилитель, не пожалев не на него еще 6 тыс. руб. «До кучи» за 1–2 тыс. руб. покупаются акустические провода из бескислородной меди, которые прокладываются от усилителя к динамикам. По ходу выясняется, что генератор и аккумулятор уже не могут тянуть все это хозяйство, поэтому и их приходится заменить. Кошелек пустеет еще на 10 тыс. руб.
Кризис
Проделана уйма работы, потрачено много денег, которые ушли не только на покупку компонентов, но на оплату работы мастеров-инсталляторов. Но почему-то радости опять приходит конец. Звук получился громким и чистым, но чего-то в нем все равно не хватает. Товарищи по несчастью, послушав автомобиль, приходят к выводу – отсутствует четкая звуковая сцена. То есть все динамики звучат хорошо, но играют как бы по отдельности. Как если бы музыканты оркестра играли без дирижера. Решение приходит быстро – необходимо менять головное устройство, то есть саму магнитолу, а также изготавливать на заказ специальные подиумы для динамиков.
С магнитолой вопрос решается быстро – покупается устройство из топовой линейки именитого производителя. Минус 15 тыс. руб. сразу. Затем заказывается изготовление подиумов под динамики, на что тратится еще несколько тысяч рублей. Старый активный сабвуфер выкидывается из багажника, а вместо него покупается пассивный безкорпусный сабвуфер и специальный усилитель для него. А это еще порядка 8–10 тыс. руб. Новый басовитый динамик надо еще установить. В автомобилях типа седан его обычно врезают в заднюю полку, предварительно укрепив ее плитой из ДСП или МДФ. В хэтчбеках или универсалах сабвуфер устанавливают в отдельный корпус, который покупается или изготавливается на заказ. Задние динамики зачастую демонтируются, так как они плохо влияют на формирование звуковой сцены, размывая ее по всему автомобилю. В идеале сцена должна формироваться на уровне верхней кромки торпедо. Этого добиваются путем установки передних среднечастотных и высокочастотных динамиков под разными углами. Низкие частоты не имеют четкой локализации, поэтому сабвуфер может находиться в задней части автомобиля.
Пылесос для денег
Если все работы были проделаны правильно, звук системы обретает долгожданную мощь и чистоту. Все последующие изменения носят не качественный, а скорее количественный характер. Это выражается в том, что в системе всего становится больше. Больше ваттов – дополнительные усилители, вплоть до отдельного на каждый динамик, больше децибел – дополнительные динамики большего диаметра, больше басов – дополнительные сабвуферы. В довесок устанавливается звуковой процессор, который позволяет настроить звучание под салон конкретного автомобиля, дисплеи для просмотра фильмов и многое-многое другое, не всегда имеющее прямое отношение непосредственно к качеству звучания. Если человек окончательно признал себя больным автозвуком, счет его расходов идет на сотни тысяч рублей. Излечиться от болезни, как говорят многие любители, можно только двумя способами – бедностью или глухотой.
Санкт-Петербург