В России завершается реализация Федеральной целевой программы (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей». Как сообщил на недавнем совещании руководящего состава ВС РФ министр обороны РФ Анатолий Сердюков, к концу года на контракт будут переведены более 20 соединений и воинских частей постоянной готовности, определенные программой.
Количество есть, с качеством проблемы
Предполагается, что к 1 января 2008 года в Вооруженных силах будет около 44% военнослужащих-контрактников. Таким образом, общее количество солдат и сержантов в армии и на флоте, добровольно пришедших на службу, составит более 200 тыс. военнослужащих. Из них 125 тыс., которые служат только в частях постоянной боевой готовности, набраны по ФЦП в 2004–2007 годах.
Если судить по докладу министра обороны, ФЦП успешно выполнена и ожидается дальнейший перевод войск на профессиональную основу. С 2009 года должности сержантского и старшинского состава, а также плавсостав ВМФ будут комплектоваться только контрактниками. Под данную категорию военнослужащих в МО РФ уже подготовлен проект новой ФЦП.
Между тем качественные показатели «профессионалов» еще далеки, мягко говоря, от идеала. На состоявшемся недавно в Москве координационном совещании с участием представителей Минобороны, Внутренних войск МВД, других воинских формирований по вопросу предупреждения преступлений среди военнослужащих, проходящих службу по контракту, заместитель генерального прокурора России – главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский прямо заявил, что в реализации ФЦП допущены значительные ошибки.
По словам главного военного юриста, «федеральным органам исполнительной власти не удалось достичь требуемого уровня социального обеспечения, повышения привлекательности военной службы по контракту для солдат и сержантов, обеспечения совершенствования боевой подготовки воинских частей, переводимых на контрактный принцип комплектования». «В результате в августе 2007 года ход выполнения программы получил неудовлетворительную оценку президента Российской Федерации», – подчеркнул Сергей Фридинский, добавив, что прямым следствием серьезных упущений в процессе подготовки и в ходе реализации Федеральной целевой программы стало нарастание неблагополучных тенденций в состоянии правопорядка в частях, переводимых на контракт.
По словам военного прокурора, «за десять месяцев этого года военнослужащими по контракту совершено более 3,5 тыс. преступлений, что на четверть выше показателей аналогичного периода прошлого года». При этом рост преступлений продолжается. И что самое прискорбное – значительную часть правонарушений, совершаемых контрактниками, по-прежнему составляют уклонения от военной службы. То есть «профессионалы» попросту бегут из казарм. И причина тому – низкие морально-деловые качества военнослужащих. Не секрет, что в контрактники идут в основном солдаты срочной службы. А если человек приходит с гражданки, то это, как правило, тот, кто не нашел себе места в обществе.
Статистика знает все
По мнению командующего войсками Московского военного округа (МВО) генерала армии Владимира Бакина, привлекательность военной службы надо обеспечивать на правительственном уровне, в том числе значительно усилить агитационно-пропагандистскую работу по набору граждан на военную службу по контракту и военно-патриотическое воспитание, в том числе в школах. По мнению генерала, есть несколько причин, согласно которым сегодня потенциальные контрактники не хотят связывать свою жизнь с армией. И здесь больших секретов нет: наиболее привлекательным стимулом для них является материальный фактор, в том числе денежное довольствие.
В МВО приводят такие данные соцопросов. Лишь 12% перспективных для контрактной службы граждан в возрасте до 35 лет, пребывающих в запасе, сегодня изъявляют желание служить в армии. Среди основных причин нежелания это делать – негативное отношение к службе (42%), нехватка жилья для семейных военнослужащих (29%), низкое денежное довольствие (17%) и отсутствие возможностей для проведения досуга (12%).
Какую же сумму хотят получать потенциальные контрактники? Примерно половина опрошенных считает 9-11 тыс. руб. нормальным заработком. Однако половина респондентов считает эту цифру явно недостаточной. Примерно треть опрошенных рассчитывает получить квартиру, каждый шестой надеется на возможность после окончания службы поступить вне конкурса в вуз.
Казалось бы, вопросы материального стимулирования решены для контрактников в «горячих точках». Из таблицы, приведенной ниже, видно, что самый маленький по величине и самый милитаризованный – Северо-Кавказский военный округ. Для государства он и самый затратный. Затратный не только по собственно военным расходам (70% войск находятся в постоянной боевой готовности), но и потому, что здесь существует «своя» специфика комплектования контрактниками. В основном в СКВО набирают солдат из центральной части России. И, казалось бы, стимул для них есть. В Чечне, к примеру, контрактник получает более 20 тыс. руб. в месяц. Однако, и здесь остро стоит вопрос о привлечении профессионалов к военной службе. Из-за проблем проведения досуга и размещения семейных солдат и сержантов многие добросовестные военнослужащие в 42-й мотострелковой дивизии (мсд), размещенной в Чечне на постоянной основе, прослужив три года, не желают подписывать второй контракт.
«Восток» – дело тонкое
В наиболее выигрышном положении здесь оказываются солдаты чеченских спецбатальонов «Запад» и «Восток», набранные в основном из местных жителей. Они не желают расставаться с военной службой, и именно их подразделения считаются наиболее дееспособными. Из желающих служить чеченцев можно сформировать не одну дивизию. Однако, по вполне понятным причинам всю 42-ю дивизию нельзя делать полностью моноэтнической. Аналогичные проблемы возникают и для соединений, дислоцированных в других регионах Северного Кавказа.
Между тем, по данным первого вице-премьера Сергея Иванова, все воинские части и соединения, дислоцированные в Чечне, Ингушетии и Дагестане, к началу 2008 года будут полностью профессиональными. Сейчас завершается комплектование Буйнакской бригады ВС РФ, а также горнострелковой бригады, дислоцированной в Ботлихе.
В этих соединениях доля местных жителей не превышает 5%. К примеру, все батальоны горной бригады были сформированы и прошли обкатку в Краснодарском крае и Ростовской области, а также в регионах Центрального федерального округа (в основном в МВО) и Сибирского военного округа и лишь потом для дальнейшего слаживания их перебросили на Северный Кавказ. То есть затраты государства при комплектовании войск здесь были значительными и гораздо большими, чем в среднем по РФ. Хотя вряд ли это компенсирует проблемы, которые сейчас переживает 42-я мсд и другие соединения, где военнослужащие не хотят подписывать второй контракт. Поэтому государство, чтобы поднять дееспособность войск постоянной боевой готовности, должно значительно увеличить расходы, чтобы повысить привлекательность военной службы, решить социально-бытовые проблемы служивых людей.
Итоги выполнения ФЦП по военным округам ВС РФ
Территория | Численность населения | Количество набранных контрактников | |
(тыс. кв. км) | (млн. чел.) | ||
МВО |
более 700 |
более 40 |
более 15 тыс. |
ЛенВО |
более 1662 |
более 13 |
около 8 тыс. |
СКВО |
около 661 |
более 22 |
45,7 тыс. |
ПУрВО |
более 2730 |
более 41 |
около 28 тыс. |
СибВО |
5114,8 |
более 22 |
более 11 тыс. |
ДВО |
более 6315 |
около 7 |
около 12,4 тыс. |