Начало избирательной кампании в Томске проходит довольно рутинно. Нет ни духа борьбы, ни самой борьбы. На местном телевидении на объявленные дебаты трех партий пришел представитель только одной из них – ЛДПР. По словам председателя облизбиркома Геннадия Казака, из 11 участвующих партий всего семь открыли избирательные счета своих региональных отделений: «Я считаю, что многие случайно попали в кандидаты. Борьба развернется максимум между пятью партиями, а сколько попадет в Думу, прогнозировать сложно, их может быть и меньше».
Исход выборов в большей степени волнует руководство области. И важен не итог (кто победит), а процент проголосовавших за партию-победителя. В интервью председатель областного парламента единоросс Борис Мальцев сказал, что разнарядок по результатам голосования нет, однако далее заметил: «Возглавляет список у нас губернатор Виктор Кресс, речь идет о нем, о его авторитете, мы за то, чтобы рейтинг его был высок. Но если у губернатора будет всего 20% проголосовавших за него, то мы ничего ниоткуда не получим. Нам сказали следить за соседями. Ханты-Мансийский округ сказал, что не менее 85%, Чечня пообещала 100%. Нас будут сравнивать, вот и все...» О том, что окажут влияние «на экономическую составляющую Томской области», сказал и сам губернатор. «Безусловно, повлияют, – заявил Виктор Кресс. – Результат голосования и явки в каждом регионе будет лежать на столах у каждого министра. И когда придешь туда, скажут, вот вы так голосовали... Мы зависим от федеральных денег на законодательном уровне».
Эту же мысль власти, похоже, пытаются внушить избирателям. 6 ноября состоялось подписание «соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между «Единой Россией» и Федерацией профсоюзных организаций Томской области». Ни для кого не секрет, что главная цель соглашения – обеспечение высокого процента явки на выборах.
Между тем представитель СПС Сергей Красинский и лидер партии Никита Белых на одной из своих пресс-конференций приводили курьезные примеры воздействия на избирателей. По словам Красинского, граждан обзванивают якобы случайным образом. «Мы звоним по случайной выборке и не знаем, кто вы, – начинает звонящий. – Скажите, поддерживаете ли вы партию ЕР?» Если ответ «Нет, не поддерживаю», тогда задается другой вопрос: «Поддерживаете ли вы президента Владимира Путина?» Ответ обычно отрицательный: «Нет, не поддерживаю». Тогда звонящий обращается к собеседнику по имени: «Извините, Александр Владимирович, а почему вы не поддерживаете президента?» «Мы считаем, что это элемент запугивания граждан, избирателей», – заявили представители СПС.
Томск