Избирательная кампания в российских регионах идет, мягко говоря, блекло и скучно. После того как президент страны возглавил партию власти, конкуренты «Единой России», похоже, вообще потеряли какой-либо агитационный азарт, а сама партия власти, судя по всему, теперь больше полагает даже не на административный ресурс (хотя без него не обходится), а на авторитет Владимира Путина. Об особенностях этой избирательной кампании «НГ» рассказал эксперт Александр Иванченко.
– Александр Владимирович, какая информация приходит из регионов о начале избирательной кампании?
– По нашим оценкам, эта избирательная кампания существенно отличается новыми формами агитации, информирования избирателей о предстоящем дне голосования. ЦИК реализует единую информационную политику, и эта работа, по нашим оценкам, должна дать существенный результат в плане прироста явки. Мы информируем граждан не в интересах той или иной партии, а исключительно для того, чтобы довести до избирателей сведения о голосовании. С этой целью задействован ресурс двойных приглашений – сначала для уточнения в списках избирателей, потом еще раз информирование о дне голосования. Кроме того, ведется и рекламная кампания в виде билбордов, растяжек в городах. Этого не было ни перед одними выборами в России. Это новая технология, которая активно используется по ходу нынешней избирательной кампании, рассчитана на повышение явки и информированности избирателей.
– Из регионов «НГ» сообщают о довольно пассивном поведении большинства партий. С чем это связано?
– Проблема состоит как раз в том, что адресная агитация в отношении избирателей ведется мало. И в этом плане действительно «Единая Россия» ведет более активную социально ориентированную агитацию, направленную на избирателей. Другие партии гораздо слабее ведут работу с избирателями, гораздо меньше берут на себя обязательств, которые они обещают выполнить, получив места в Думе. И это определенный минус агитационной кампании. Да, конечно, в прежних кампаниях было больше популизма, все партии соревновались в явно невыполнимых обещаниях. Сейчас этого нет, но в то же время и не достигнут определенный уровень социальных гарантий, которые берут партии под выборы в Госдуму.
– Много ли приходит жалоб на действия партий?
– Мне кажется, когда партии обвиняют друг друга в нарушениях законодательства, это не приносит дивидендов ни одной из них. По нашим экспертным оценкам, сегодня люди ждут большего конструктива, работы, адресованной конкретным избирателям, а не обвинений друг друга в каких-то технологических нарушениях по ходу избирательной кампании. Подобное кляузничество, жалобы партий друг на друга, в суды получают негативную оценку электората. Тем не менее по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями жалоб поступает меньше. В прошлом это приносило какой-то эффект партиям, давало им лишние информационные поводы для своей раскрутки. Сегодня подобного эффекта не наблюдается.
– На что в основном жалуются партии?
– В основном речь идет о мелких технических нарушениях. То тиражи агитационных изданий превышены, то они напечатаны до открытия избирательных фондов. Избирателям это малоинтересно. Люди ждут, повторюсь, конкретных обязательств, которые партии возьмут на себя перед избирателями.
– Много ли жалоб на использование административного ресурса?
– Мне кажется, пластинка административного ресурса давно отыграна. Он вообще использовался всегда: и в 1993-м, и в 1995-м, и в 1999-м, пик использования административного ресурса пришелся на 2003 год. Нынешняя избирательная кампания не отличается злоупотреблениями по части административного ресурса. Это связано с тем, что современное законодательство достаточно либерально, и в этой части предъявить какие-то обвинения в использовании административного ресурса очень сложно. Сейчас официальных жалоб на использование административного ресурса от партий крайне мало.